Чемпионат Украины 2014, кросс-поход.

Дорога к месту старта всех дистанций.

Дорога к месту старта всех дистанций.

 

Первый день – кросс-поход. Формат – жесткое ралли. В таком формате на Чемпионате Украины кросс проводится впервые за последние годы. Хотя в целом формат классический, но считающийся более детским, так как времена старта-финиша расписаны судьями заранее. Единственным очень взрослым моментом может оказаться расчетное время на километр. Для простого рельефа время вполне может быть минимальным, с небольшим увеличением под конец. Для сложного рельефа желательны средние значения времени на перебеги. Ну и конечно важен момент расчетного времени прохождения этапов. Для сильных команд должен быть хоть какой-то запас, чтоб команды, у которых все идет по плану, могли выбегать с этапа по расчетному времени его финиша.

 

Организаторы кросса для дистанции выбрали совершенно новое место. Ни одна команда, по их словам, еще не бегала дистанции по этой новой карте. От места лагеря, до места старта и финиша был организован транспорт. Территория карты имела умеренный рельеф. Движение команд от начала до конца дистанции было беспрерывным без промежуточных финишей, что влияло на высокую интенсивность дистанции. Расстояние кросса всего лишь девять километров, время прохождения меньше пяти часов.

 

Утро после кросс-похода.

Утро после кросс-похода.

 

Со старта команда могла делиться на три группы с разным количеством участников. Все три могли заниматься сбором КП, которых было 15, но при этом надо было успевать проходить этапы во время определенное судьями. Первый этап был командный, потом параллельно три, условно говоря, связочных. Дальше только командные, между которыми собирать КП было уже не вариантом. То есть командам нужно было напрячься очень сильно в начале, чтобы успеть собрать все 15 КП ориентирования, при этом естественно не опоздать с этапами.

 

Здесь стоит отметить один очень важный момент оговоренный в Правилах, а именно: 3.13.2.3. Починати роботу команди на етапі крос-походу дозволяється при наявності на етапі не менше двох учасників команди та після того, як судді на етапі буде здана командна картка. В разі не прибуття на етап до закінчення роботи на етапі всіх членів команди – команда знімається з етапу, а подальший рух по дистанції членів команди і видача команді картки здійснюється тільки після прибуття всіх учасників команди на етап.

 

На совещание было оговорено, что команда может начинать работу, только если все участники прибыли на этап, что нарушает требование Правил. На дистанции же это требование не соблюдалось, но оно имело очень принципиальное значение. КП ориентирования можно было спокойно собирать при старте на этапе части команды. Некоторые команды использовали этот момент умело, некоторые случайно, некоторые вообще не использовали.

 

Под конец дистанции кроме основных этапов были добавлены бонусные, то есть за заданное время надо пройти два этапа, но второй типа не обязательно проходить. Для прошедших накидывались бонусные баллы. Вообще, вся схема определения результатов кросса выглядела несколько загадочно. В исходных условиях было объявлено, что кросс вроде бы как ралли по выбору. Но выбор какой-то странный был, любой не пройденный или не полностью пройденный этап штрафовался по полной как всегда. Или это были не штрафы, а премиальные балы за каждого прошедшего. То есть не понятно, зачем были введены понятие выбора и бонуса. Все можно было бы огласить гораздо проще – обычное жесткое ралли, на котором есть этап ориентирование по выбору и пару бонусных этапов, где не прохождение участников штрафуется в два раза меньше.

 

Сами этапы были в достаточном количестве. На отдельных этапах заданное время выглядело очень сомнительно. Еще как всегда не порадовало изменение длин этапов, причем в обе стороны. Увеличение длины, объявленное на совещании, звучит просто как издевательство над участниками. Особенно когда это существенное изменение, то есть не 1-2 метра, как уточнение, хотя это тоже плохо, а 5 метров и больше. Вот что делать командам, которые не привезли с собой подходящие веревки? Когда попадаешь на местность, то становится совсем не понятно, в чем была проблема найти опоры подходящие условиям. Огромная балка с возможностью организации десятка ниток.

 

Отдельная тема существенное уменьшение длин. Сразу читая условия, представляешь этапы, где точно должны быть проблемы. На тренировках пытаешься проходить их за объявленное заданное время, которое очень даже впритык. Не получается, думаешь как можно ускориться. В итоге, на совещании тебе объявляют, что расстояние уменьшено, время увеличено. Как бы можно было и не тренироваться. Конечно, это очень хорошо, что организаторы подумали и обнаружили свою ошибку в просчетах, но тогда теряется смысл тренировок. Я сторонник того чтобы накидывали 1-2 метра запаса, но этот запас не должен превышать 10% реальной длины.

 

Итак, первый этап – подъем по наклонке. 22 метра вместо 30 исходных за 16 минут. Прошли все тринадцать команд. Этап оказался очень простым, можно сказать бессмысленным. Для общего представления, наша команда прошла быстрее 10 минут. Такого запаса больше нигде не удалось получить.

 

Второй этап – ориентирование по выбору, 15 КП. Всё взяли только три команды – Хмельницкий, Николаев и Херсон. Очень хороший этап, заставляющий команды думать конструктивно. При этом отсеиваются явно слабые в ориентировании.

 

Параллельные перила 22 метра вместо 30 исходных за 10 минут для тройки участников. Очень хорошая задача, особенно если бы длину оставили неизменной. А так справились все команды.

 

Переправа до 30 метров за 10 минут для связки. После прошлогоднего кросса в Херсоне здесь все настолько просто, что кажется невероятным, как две команды могли не успеть пройти.

 

Подъем-спуск вертикальный, 10 метров за 10 минут для одного участника. Абсолютно бессмысленный этап. Кем надо быть, чтоб не успеть за 10 минут? Прошли все без штрафов.

 

Переправа через воду с пострадавшим в носилках, 25 метров за 15 минут. Вода конечно никак не впечатлила, но здесь было уже намного интересней. Особого напряга добавлял тот факт, что собраться после разделения вовремя могли не все участники команды. Четыре команды не успели пройти.

 

Параллельные перила, 28 метров вместо 40 исходных за 16 минут вместо 15. Здесь после изменений оказалось все просто. Прошли все команды.

 

Укладка бревна через воду за 15 минут. Расстояние между опорами здесь вообще не играет роли, важен размер бревна и зона препятствия. Этап был достаточно взрослым, бревно было внушительным. Четыре команды не успело пройти, из них три не смогли уложить.

 

Ключевой этап – переправа через овраг с пострадавшим в носилках и переноской пострадавшего. 46 метров вместо 40 исходных за 18 минут. Единственный этап, где длина приближена к максимальной и единственный этап, на котором заявленную длину увеличили. В итоге справились четыре команды – Николаев, сборная Киева, Хмельницкий и Пик Анаконды.

 

Подъем пострадавшего и переправа за 18 минут. Также один из ключевых этапов. С подъемом не справилось две команды, с переправой полностью справилось четыре – Николаев, Херсон, Хмельницкий, сборная Киева. Еще две команды заработали хоть какие-то бонусы.

 

Спуск пострадавшего и подъем по склону за 15 минут. Здесь всё просто, справились все. Времени на два этапа с головой хватило.

 

Подготовка к кросс-походу.

Подготовка к кросс-походу.

 

Итого, чтобы выигрывать кросс-поход надо было – найти все КП, пройти переправу через овраг с носилками, и полностью успеть пройти бонусную переправу. Победитель фактически определялся по этим трем ключевым моментам ну и штрафам конечно. С остальными этапами сильные команды справлялись без проблем. Во всех трех ключах блеснули две команды, которые и поделили пальму первенства. Разница в результате между Хмельницким и Николаевом оказалась всего в один балл. Также в элите отметились – сборная Киева, отставшая на 11 баллов и Херсон, отставший еще на 6 баллов. Дальше с уже значительным отрывом Луганск и Пик Анаконды. С еще большим отрывом замыкают список команд выполнивших КМС – Винница, Чернигов и вторая команда Хмельницкого.

 

Для более объективного подведения результатов на жестком ралли следует вводить оптимальное время на этапах, желательно приближенное к нереальному времени прохождения этапа. Например, укладка бревна ОВ 12 минут, ЗВ – 15; переправа через овраг с носилками ОВ 15 минут, ЗВ 18. Конечно, это прибавит головной боли организаторам и особенно секретарю. Но тогда будет видно, насколько быстро каждая команда справляется на этапах. Задача в целом на кросс-поход будет стоять не только отработать как можно чище, но и пройти все этапы как можно быстрее.

 

Еще был не самый приятный момент, когда на совещании объявили о новой трактовке груза. Любые два куска основной веревки длиной в сумме больше десяти метров стали считаться грузом. То есть нельзя с собой уже носить полиспаст метров 8-10 и полиспастную петлю из основной веревки, которая будет не меньше трех метров. Требование возникло на почве зальных соревнований, где носят по 2-3 веревки до 10 метров и используют их как перила. Как зальный ветер дотянул до середины лета, и что в данном случае преследовалось не понятно? С двумя короткими веревки для перил вряд ли бы кто-то бегал. Еще улыбнуло, что если полиспастную петлю встегнуть в блокировку, то она становилась усом и можно спокойно идти с полиспастом до 10 метров. Самое главное, что это еще надо судьям на этапах как-то контролировать. Как вариант всем раздать рулетки и они будут мерять все подозрительные веревки-петли после прохождения этапа, где запрещено идти с грузом. В итоге это нововведение сыграло злую шутку, именно по его толкованию и контролю решалось какая команда выполнит мастеров спорта на кроссе.

 

Что хорошего было в кросс-походе Чемпионата Украины 2014 года?

  1. Очень быстрое проведение дистанции. Команды работали меньше пяти часов.
  2. Абсолютно новое место проведения кросса.
  3. Организован подъезд и отъезд команд на автобусе.
  4. Этапов было достаточно много.
  5. Очень интересное ориентирование с разделением. Более интересным было разве что в Вышгороде.
  6. Достаточно высокая интенсивность движения. Команды не успевали расслабляться.
  7. Система жесткого ралли позволяющая выполнять разряды многим командам, если конечно она не переходит в систему очень жесткого ралли, как в Севастополе.

 

Что плохого было в этом кроссе?

  1. На совещании было объявлено об изменении длины одного этапа в большую сторону. Как потом оказалось на местности, была масса возможностей подобрать длину по исходным условиям.
  2. Значительное изменение длин этапов в меньшую сторону.
  3. Запутанная система подведения результатов с отклонениями от Правил и введением бонусов и непонятного выбора.
  4. Отклонение от Правил по старту команды на этапе. Данное требование еще и не соблюдалось.
  5. Ведение нового определения груза. Любые два куска основной веревки в сумме больше 10 метров считались грузом. Это требование не понятно как контролировать, кроме как на глаз. В результате никто его не контролировал, что породило серию протестов, в том числе и в апелляционное жури.
  6. За всю дистанцию единственный этап, для которого нужно было брать длинные веревки.
  7. Очень много этапов, с которыми все команды справлялись. И это, не потому что все команды такие сильные, а потому что этапы были сильно простые.
  8. Действительно сложных этапов, которые осиливали считанные команды, было три. По ним и определились сильнейшие.

 

Перед выходом на дистанцию.

Перед выходом на дистанцию.

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *