Чемпионат Украины 2014, спасательные работы.

???????????????????????????????

В ожидании своего старта.

 

Второй день соревнований – дистанция спасательных работ. Условия на эту дистанцию появились самыми последними. Хотя именно к этой дистанции следовало готовиться больше всего, так как размах был как всегда серьезным. Прошлогодние спасработы в Херсоне, конечно, были гораздо масштабней, но и в этом году сильно расслабляться командам не пришлось.

 

Последние годы можно наблюдать два принципиально разных формата спасательных работ. Первый это когда по дистанции нужно протащить одного и того же пострадавшего. Здесь еще можно различить условного пострадавшего в виде куклы или бревна, как это было на кубке в Первомайске 2010 и на главном блоке дистанции кубка в Херсоне 2011 и полноценного живого человека – чемпионат в Херсоне 2013.

 

Второй формат предполагает смену пострадавших на каждом этапе. То есть каждый участник команды должен побывать пострадавшим. Подобные спасработы были на чемпионате в Каменце 2011, чемпионате в Вышгороде 2012 и на кубке в залах в Чернигове 2013 и 2014. Еще конечно спасательные работы могут быть в виде кросс-похода, как это было на чемпионате в Голосеево 2010, но видать такой формат не особо прижился.

 

Дополнительные действия команды после спуска по наклонке.

Дополнительные действия команды после спуска по наклонке.

 

Каждый из форматов имеет свои особенности для команды. При живом постоянном пострадавшем логично выбрать очень легкого и маленького. То есть появляется момент небольшой неравности условий. В каждой команде свои маленькие девочки, по сути команды будут тягать разный вес. Но при размахе дистанции, как в Херсоне на каждую команду бревен-кукол не напасешься. Организаторами должна быть хорошо продумана логика возвращения условно пострадавшего бревна к началу дистанции для него. Проще всего закольцевать дистанцию или ее часть, где используется условно пострадавший. На подобных дистанциях очень хорошо иметь в команде много здоровых мужиков, потому что тягать кокон или носилки надо будет постоянно. И если бревно будет достаточно тяжелым, то те, кто будут заниматься его переноской, быстро устанут и темп замедлится.

 

При постоянной смене пострадавших команда должна вырабатывать технику на порядок выше традиционной. Каждый участник должен уметь делать всё. Любого в команде, не смотря на его рост и вес, придется где-то спасать. Тактика должна быть идеальной, продумать надо не только кто будет подниматься или спускаться, а и возможные полезные действия пострадавшего с его условной травмой. То есть чем пострадавший может помочь команде, чтобы выиграть время. На таких дистанциях не обязательно нужна команда, где все тяжеловесы. Более важно уметь справляться с этапом впятером в любой комплектации.

 

Вид сверху на спуск кокона.

Вид сверху на спуск кокона.

 

Спасработы чемпионата Украины 2014 были именно такой дистанцией. Кроме постоянных смен пострадавших было включено несколько этапов нестандартной техники и разделения команды. По мнению организаторов это должно выявлять команды, которые в любых условиях справляются без проблем. Те же, кто тренируются по стандартным схемам, вынуждены учиться думать разнопланово.

 

Итак, дистанция имела две глобальные части с промежуточным финишем на пять минут почти посередине. В первой части страдали четверо участников, во второй двое. Как это ни странно, но первая часть проходилась быстрее.

 

Первый подъем пострадавшего. Минута после старта.

Первый подъем пострадавшего. Минута после старта.

 

Со старта команды разделялись на три связки. Не будем углубляться в подробности и особенности прохождения. Отметим ключевые моменты. Первую часть дистанции условно можно разделить на три блока: спасение первого участника, второго и параллельно третьего и четвертого. На первом блоке нужно было поднять пострадавшего переправить и спустить. Исходная травма в две руки на месте упростилась до одной, что существенно облегчило задачу. Объяснялось это как ускорение общего процесса. Блок имел аж два ПЗЧ, первое после переправы пострадавшего – 25 минут, второе после спуска всех – 35 минут. Оба были вполне достаточными, все команды вложились без проблем. То есть не надо было быть мегагением, чтобы придумать успешную тактику для старта.

 

Финишный ПС провисшей переправы.

Финишный ПС провисшей переправы.

 

Ключевую роль во всей стартовой комбинации этапов играла связка, которая занималась скалолазанием. Им нужно было подняться вертикально, траверснуть скалу, по дороге передать конец будущей переправы, еще раз траверснуть и еще раз подняться. Две оставшиеся связки за это время поднимали по невертикальной скале очень легкопострадавшего, крепили переправу и еще минут десять наблюдали за своими двумя скалолазами. Баланса в работе связок со старта не оказалось. Еще почему-то по условиям на эту связку скидывались все веревки, остальным четырем участникам нельзя было иметь больше двух. В чем был смысл этого требования – не понятно? Чтоб скальные траверсы медом не казались? Или чтобы учились справляться на подъеме двумя веревками?

 

Первый спуск.

Первый спуск.

 

Дальше двое скалолазов с грузом поднимались на пункт страховки и крепили переправу, которую распустили между траверсами. Для четверых была переправа на высоте метров двадцать, которую нельзя натягивать полиспастом. Здесь вроде бы понятно, что на скалах ПС не полиспастные опоры. Скалы были достаточно вертикальные, провисшая переправа вполне получалась. Единственное, что организаторы усложнили себе жизнь. Судя по всему, судья по безопасности попросил добавить судейский фал. И с провисшей переправой и со спуском трудностей не возникло, все команды по справлялись.

 

Стартовое дерево переправы через воду.

Стартовое дерево переправы через воду.

 

Следующим этапом была переправа через воду. Вода была вдоль берега. Неудобное наклонное дерево на старте с возможностью крепить на любой высоте, большой камень на финише с фиксированной полиспастной опорой. Длина до 30 метров. Пострадавший исходно на обе руки, на месте сообщали, что на одну. Причем, это требование появилось после прохождения первой команды. Стоит отметить, что при таком облегчении условий на двух этапах команды могли совершенно по другому распределить пострадавших. По сухому пройти переправу удалось далеко не всем. В целом этап получился вполне приличным за счет всех неудобств.

 

Далеко не все команды прошли без намокания.

Далеко не все команды прошли без намокания.

 

Последний этап первой части предусматривал разделение на две тройки. Каждая должна была поднять по еще одному пострадавшему на одну руку. Подъем был очень простой, высота меньше десяти метров по невертикальной ступенчатой скале. Никакой глобальной сложности этап не имел, первые в тройках забегали на верхний ПС по коридору обхода. Скорее всего, этап был поставлен для логического перехода на верхний уровень. После подъема вязался кокон на пятом пострадавшем. Его нужно было немного пронести, и на этом первая часть заканчивалась. На все было выделено час десять. Одна команда не справилась и перешла на упрощенное продолжение. Сильные команды проходили первую часть минут за 45-50. Дальше кому как повезло, если предыдущая команда тормозила, то отсидка была больше пяти минут. Были случаи значительных отсидок.

 

Вязка кокона перед промежуточным финишем.

Вязка кокона перед промежуточным финишем.

 

После второго старта происходила большая переноска кокона. Его спускали по наклонке метров пятьдесят. Этап был очень взрослый. Единственное что не совсем понравилось, это упрощение – перила разрешили делать одинарные, при этом ввели судейский фал. С одной стороны это хорошо, удобно, меньше веревок надо на этапе использовать, но на той же провисшей переправе почему-то нужно было две перильные веревки.

 

Переноска кокона в начале второй части дистанции.

Переноска кокона в начале второй части дистанции.

 

Последний пострадавший спасался достаточно уникально. Он поднимался по скале до середины и условно травмировался. Его надо было спустить, организовав ПС посреди скалы. По его спуску отсекалось четвертое заданное время – 2 часа. Казалось бы финиш, все шестеро спасены, но какие же спасработы без носилок! Самое интересное только начиналось.

 

Вязка носилок после спуска по наклонке.

Вязка носилок после спуска по наклонке.

 

Во время спуска последнего пострадавшего умные команды уже вязали носилки. Дальше для всей команды был подъем по очень высокой скале и подъем носилок с условно пострадавшим довольно тяжелым бревном, к которому прилагались аж два сопровождающих. Этап явно выпадал за стандартные рамки. Кроме того, были внесены дополнения к возможностям команд, что позволяло варьировать тактикой на этом этапе. Во-первых, к услугам команды предоставлялись две судейские страховки, что давало возможность работать на этапе четырем участникам – двое сопровождают, один поднимает-контролирует систему подъема, еще один страхует. Во-вторых, сопровождающие могли, как самостоятельно подниматься по перилам, так и нагружать систему подъема, то есть в таком случае их должны были поднимать. Третий момент, наоборот сужал тактику. На совещании объявили требование обязательного полиспаста, вроде бы как без него никак нельзя. Исходя из этого, глобальных вариантов тактики было два. Первый предполагал тщательное ограждение носилок от касаний склона одним или обоими сопровождающими, остальная команда их поднимала. Второй – облегчал команду от подъема и полностью загружал сопровождающих. То есть они оба-два вешали с помощью петель весь груз от носилок на себя и за счет своей великой силы жумарили с носилками. Полиспаст при этом едва ли помогал, разве что снимал эпизодически немного нагрузки носилок с плеч.

 

Последний пострадавший перед травмой.

Последний пострадавший перед травмой.

 

Какой из вариантов более выгодный однозначно сказать нельзя. С одной стороны поднимать сверху быстрее, но при этом задействуется больше участников команды. С другой стороны, сопровождающим тяжело и медленнее процесс, но двое свободных которые могут параллельно работать на следующем этапе.

 

Интересен следующий момент. С этапом подъема носилок проходят уже три чемпионата Украины. Два года назад в Вышгороде нужно было поднять носилки по склону с одним сопровождающим. Для него это было очень трудно, фактически носилки ему надо было занести, многие не справились без движения носилок по рельефу. На следующий год в Херсоне носилки нужно было занести по очень пологому склону, сопровождающих могло быть двое. В таком варианте этап проходился без проблем. В этом же году на почти вертикальной скале было бы логичным сделать подъем с одним сопровождающим, который бы явно не смог зажумарить с носилками на плечах. Но у организаторов был свой взгляд на ситуацию.

 

Подъем носилок по скале с двумя сопровождающими.

Подъем носилок по скале с двумя сопровождающими.

 

Еще нюанс, те команды, которые не вкладывались в последнее ПЗВ, поднимались по этой же скале и поднимали легкопострадавшего с сопровождающим. Идея была явно не удачной по двум причинам. Первая – команды не вложившиеся, никак не штрафовались на последних этапах за пострадавшего в носилках. Вроде бы это учитывалось в формуле результата, но об этом позже. Вторая причина – это далеко не ускорение процесса для более слабых команд, а таких, судя по всему, оказалось одна. Торможения на этом этапе задерживали следующие команды на промежуточном финише. В итоге весь процесс затянулся. Просчет организаторов был явный. Логичных решения могло быть два – параллельная нитка, как во всех остальных подобных случаях, или подъем без пострадавшего. В крайнем случае, пострадавшего без сопровождающего.

 

Еще один подъем носилок.

Еще один подъем носилок.

 

Последний этап был самым противоречивым – спуск носилок без сопровождающего. Не видя местность, на которой это будет происходить, можно представить, что такой этап возможен в безопорном пространстве. Логика становится понятной, зачем сопровождающий, если нет рельефа, от которого ему нужно ограждать носилки. Но спускать по вертикальной скале это очень жесткий маневр.

 

Затяжной перегиб вверху последнего спуска.

Затяжной перегиб вверху последнего спуска.

 

Что из этого получилось? Спуски носилок происходили невероятно стремно. Трудно представить, что было бы, если пострадавший был один из участников, как в том году. Было требование оттягивать носилки от рельефа и спустить их за несколько метров от скалы. Помогало мало. От верхнего ПС до вертикальной скалы был плавный перегиб на десяток метров. Находясь под скалами оттянуть носилки от перегиба было не возможно, ниже на вертикали без проблем. В итоге носилки переворачивались, цеплялись за рельеф, сбрасывали камни, не контролируемо перемещались рывками. В общем, с ними происходило все, что не должно происходить.

 

Спуск носилок.

Спуск носилок.

 

Здесь же происходило самое неоднозначное судейство чемпионата. Судьи этапа, которые снизу наблюдали за происходящим, часто не знали, как поступать в разных случаях спуска носилок. Также не было однозначного критерия, после какого уровня запрещено касание рельефа, или по ходу выступления команд он менялся. Одним командам штраф не ставили за явное движение по рельефу ниже того уровня, с которого другим уже ставили. Все это породило протесты, решения по которым следовало принимать только при личном наблюдении ситуации опытными судьями. Ну или при просмотре видеоматериалов, что всегда гораздо объективней. Исходя из итоговой таблицы и того что лично наблюдалось некоторые штрафы не были поставлены. И это не потому что судьи не справедливо судили, а потому что не за всем усмотрели и не объявляли вовремя штрафы за все нарушения. Достаточно было добавить к носилкам сопровождающего, поставить внизу опытного судью и все эти проблемы отпали бы.

 

Общий вид последнего спуска.

Общий вид последнего спуска.

 

Результаты подводились по загадочной формуле. Это скорее всего для того чтобы больше запутать участников. Другой вариант просто трудно объяснить. Классическое подведение результатов с выставленными штрафами за не пройденные этапы вполне укладывалось в логику. В общее время прохождения дистанции, которое было два часа сорок минут, не вложилась одна команда. Итого по временам, которые не поменяли, в первое 25 минут вложились все, во второе 35 минут вложились все, в третье 70 минут не вложилась одна, в четвертое 120 минут не вложилась одна, в последнее 160 минут также одна. Наконец-то время научились подбирать, чтоб три четверти команд вкладывались, доходили до конца и максимально набирались опыта.

 

Итоговая таблица результаты распределила очень равномерно. Большую роль играли штрафы. ТКГ и Чернигов прошли дистанцию дольше всех и набрали больше всех штрафов, как следствие оказались замыкающими десятку сильнейших спасателей этого года. Разница во времени между ними была больше пяти минут, в результате больше пятнадцати.

 

Команда перед стартом.

Команда перед стартом.

 

Следующими в самый притык друг к другу идут Олимпия и Луганск стартовавший первым. Олимпия, несмотря на все проблемы по ходу прохождения показала прекрасный результат, пройдя дистанцию за два часа и пять минут. В прошлом году на спасработах им не удалось вложиться во втором блоке. В этом году команда не только дошла до конца, но и смогла обогнать одну из лучших команд, которой не повезло со жребием. Правда из Олимпии 2013 года в этот раз выступал всего один человек и прошлогодний пострадавший. Луганск работал на дистанции дольше на пять минут, Олимпия перебрала штрафов намочив пострадавшего на переправе. В итоге разница в результате была всего двенадцать секунд в пользу Олимпии. ТКГ без шансов на восьмое место отстал от Луганска аж на двадцать пять минут.

 

Намокание пострадавшего.

Намокание пострадавшего.

 

Выше по таблице идут Хмельницкий и Пик Анаконды. Здесь наблюдаем обратную ситуацию, когда команда прошедшая быстрее получает худший результат за счет штрафов. Пик Анаконды прошел за час пятьдесят девять, обогнав по времени меньше чем на минуту. Хмельницкий отработал дистанцию чище всех, получил всего 22 балла штрафа. Результаты: Хмельницкий – пятое место – два часа одиннадцать; Пик Анаконды – шестое место – два часа и почти тринадцать, отрыв от Олимпии в десять минут.

 

Четвертое место, как и в первый день на кроссе занимает прошлогодний победитель спасработ – Херсон, пройдя еще на пять быстрее, и получив результат на три с половиной минуты лучше Хмельницкого. Призеры уверенно доказали свое право на бронзу и серебро оторвавшись на 7-8 минут. Винница занимает третье место, проходит дистанцию на 8 минут быстрее Херсона, результат два часа. Сборная Киева ускоряется еще на четыре минуты – за час сорок две, занимает второе место, обогнав Винницу на минуту.

 

Наконец победители спасработ – Николаев. Команда показала феноменальный результат, пройдя дистанцию за час тридцать три минуты. Довольно много набрали штрафов – 38 баллов, следующие семь команд набрали меньше. Но время прохождения было настолько уверенным, что можно было себе позволить еще десяточку баллов – все равно бы оставались первыми. Отрыв от второго места в результате был почти на семь минут. Заслуженное первое место.

 

Верхний ПС спуска по наклонке.

Верхний ПС спуска по наклонке.

 

Что хорошего было в дистанции спасательных работ Чемпионата Украины 2014 года?

  1. Дистанция была длинной и сложной. Лучшее время прохождения было больше чем полтора часа, хотя это уступает Херсону 2013 и Вышгороду 2012.
  2. Дистанция была очень техничной со сменой пострадавших на каждом этапе.
  3. Масштабы вертикальных этапов были полноценные. Порадовала взрослая высота.
  4. Правильный расчет заданных времён, который позволил пройти дистанцию до конца большинству команд.
  5. На дистанции было много времён, ограничивающих работу, и все они были известны по условиям. Это достаточно важный момент определяющий тактику для команд среднего уровня.
  6. Отдельный плюс за то, что заданные времена на месте не менялись, хотя было куда уменьшать.
  7. Выполнение разрядов многими командами. Отрыв от победителей не был очень большим.

 

Что отрицательного было в этой дистанции?

  1. Условия появились позже всех. Времени на тренировки к самой сложной дистанции оказалось меньше.
  2. Условия были написаны очень сложно, приходилось их очень долго изучать. Было много нюансов, которые надо уточнять. Можно было написать то же самое, но гораздо понятней.
  3. Долгая подготовка дистанции и задержанный старт. Дальше относительно стартового протокола время старта команд постепенно откладывалось. Последние команды стартовали с задержкой часа на два-три.
  4. Отсутствие баланса между частями дистанции, что привело к сильным задержкам отдельных команд на промежуточном финише. Первая часть была гораздо проще из-за четырех пострадавших на одну руку и параллельного прохождения. На вторую половину дистанции приходились более сложные командные этапы.
  5. Не продуманная логика последнего подъема для сильных и слабых команд, что собственно и привело к задержкам на промежуточном финише.
  6. Не сбалансированный стартовый блок. Две связки значительно простаивали, глядя на третью.
  7. Опасный и не поддающийся логике последний спуск.
  8. Неоднозначное судейство на последнем спуске. Одинаковые ситуации по разному штрафовались, не было опытного постоянного судьи на этом важном этапе.
  9. Усложнение подведения результатов с помощью формулы.

 

После двух дней соревнований определились явные лидеры – Николаев, сборная Киева и Хмельницкий.

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *