Чемпионат Киева 2015. Кросс-поход.

Начало апреля, холодная весна. Традиционное время для пешеходного чемпионата Киева. Второй год подряд на главном городском соревновании дистанции проводятся в четвертом и третьем классах.

 

Дистанция кросс-похода проходила в южной части Быковни в лесах по Броварской трассе. На данной территории осенью проводился Киевский Листопад. Местность приглянулась для кросс-похода. Сам лес был не особо рельефным, но в нем были достаточно большие участки с густыми зарослями, водными преградами и интересным ориентированием.

 

Чемпионат Киева традиционно собирает сильнейшие команды города и окрестностей. В старшем классе обычно выступают те, кто готовится к чемпионату Украины. Также пробуют свои силы молодые команды. В этом году на четвертом классе собралось восемь команд – очень высокий показатель. Для сравнения: 2014 (парк Рыльского) – шесть; 2013 (Лысая Гора) – пять; 2012 (Труханов остров и склоны Днепра) – семь; 2011 (Вышгород) – пять; 2010 (Пуща-Водица) – восемь; 2009 (Голосеевский лес) – пять; 2008 (склоны Днепра и Труханов остров) – шесть. То есть в 2015 году по количеству команд повторился рекорд 2010 года. Здесь стоит отметить, что после бума команд 2010 уровень сложности на следующий год был повышен до пятого класса. Вполне возможно повторение истории в следующем году. Пока же остановимся на том, что в общем зачете четвертого класса чемпионата Киева 2010 принимало участие восемь команд.

 

В младшем классе, который постоянно является третьим, в этом году на кроссе выступало десять команд. В прошлом 2014 году было также десять. В 2013 было семь команд. В 2012 было девять. То есть на третьем классе количество команд держится стабильно выше старшего класса.

 

Дистанция кросса поделена на две части. Первая командное жесткое ралли, вторая – нежесткое ралли троек. Так интересней и командам надо уметь приспосабливаться к обоим форматам.

 

Итак, утро субботы. Достаточно прохладно. Старт вроде бы дан вовремя, что очень хорошо. До первого этапа два КП дистанции, то есть их взятие обязательное. Ориентирование оказалось достаточно трудным, местами были густые колючие заросли. Некоторые команды на этом подкосились, застряв в весенних болотах, опаздывали на первый этап.

 

Гати они же жерди. В традиционном киевском формате – мокрое глубокое болото, неудобное направление движения, тяжелые скользкие жерди, контрольный груз в рюкзаках. В общем, все условия, чтоб команды замочили ноги со старта. Все кто приходил вовремя справлялись без проблем.

 

Дальше связка этапов – переправа через воду и горизонтальный маятник через воду. Очень неудобная стартовая зона, дерево нависающее над водой, линия по опоре. Не совсем удобный выход с лодки на ЦД. Ну и самый феерический этап всего кросса – маятник он же цирк. Его длина до 25 метров. Честно говоря, пройти такой этап было очень трудно. Особенно над глубокой водой. Даже над землей по хорошо натянутой нижней судейской перильной 25 метров пройти сложно. Здесь еще дополнительно играл фактор возможного падения в глубокую холодную воду. Конечно, была судейская верхняя, но она не спасала от конкретного намокания в случае срыва. Кроме того, сам маятник крепился на ту же опору что и переправа, а это способствовало небольшим рывкам и возможным случайным зацепаниям веревки маятника, что в свою очередь вело к срывам тех, кто в это время переправлялся с помощью маятника. Отдельная тема это время прохождения связки этапов, выделялось всего лишь 19 минут. Для сравнения в прошлом году на связку этапов перила и переправа с легкопострадавшим через воду предоставлялось 35 минут, тогда многие прошли без проблем. Сейчас, как следствие ни одна команда не вложилась в 19 минут. В лучшем случае маятник проходило трое. То есть с временем был огромный просчет.

 

Тактики на этой связке этапов могло быть две – это проходить аккуратно не спеша не делая штрафов, но при этом не напрягаться по поводу того что до финишного берега дойдет немного или проходить как можно быстрее несмотря на намокания, срывы и нагружения судейской, но брать количеством прошедших участников. В баллах огромного преимущества не давала ни одна из этих тактик, зато первая давала преимущество за счет не намокших участников.

 

Сам же горизонтальный маятник это этап, которого нет в Настановах, и его введение на дистанциях ничего хорошего за собой не ведет. Этап этот очень опасный, при относительно безопасной зоне самого препятствия, в случаях падения участники рискуют получить травмы. Уже неоднократно на тренировках бывали травмоопасные ситуации. В случаях опасных зон препятствия вводятся верхние судейские перильные, которые запрещено нагружать и участники крепятся к ним длинными усами. При таком раскладе травмы возможны при срывах.

 

Дальше шло ориентирование по линии. Нельзя сказать, что оно было сложным, но порадовало, что было аж пять КП. Заканчивалась линия этапом спуск пострадавшего со сменой спусковых веревок с использованием полиспаста. Этап явно не соответствовал рельефу, был некрутой склон. Зона для смены веревок была вообще пологая. Зачем нужно было использовать полиспаст – не понятно. Сопровождающий с пострадавшим могли спокойно разгрузить транспортные веревки. То есть его использование было надуманным.

 

После было небольшое ориентирование по легенде, которое приводило к укладке бревна – последнему этапу первой части. Само бревно было нетяжелым, больше проблем создавала зона укладки, которая была не совсем удобной. Но все команды справились.

 

После бревна команда делилась на две тройки. Одна тут же проходила перила. Другая убегала на ориентирование. Позже проходился этап подъем-спуск, который был очень странно поставлен, то есть спускались все по линии подъема. В конце заданного направления вторая связка выходила на переправу. Все связочные этапы для команд четвертого класса не должны были вызывать трудностей. Само ориентирование было достаточно интересным, множество КП позволяло выстраивать разные траектории движения. Было над чем подумать и сильные команды показывали свой класс тем, что брали все КП. Слабые команды показывали большую разницу между связками, что тянуло результат вниз. Финальным аккордом дистанции кросса было ориентирование по азимуту для троек. Этап оказался абсолютно бессмысленным, так как его время прохождения оказалось больше чем максимальный штраф, то есть не искать КП азимута и сразу бежать на финиш было выгодней, чем тратить время на поиски этого КП. Тактическим моментом было распределение сил в тройках, результат нежесткого ралли отсекался по последней, которая должна была выкладываться больше.

 

Отдельно хочется отметить введение линий финиша на этапах и штрафы связанные с ними. Так уж исторически сложилось, что теория линий финиша досталась в наследство современникам киевской городской федерации. Конечно, далеко не все являются поклонниками этой теории. Попробуем разобраться, что за собой влечет введение линий финиша. Сторонники данной теории утверждают, что с линиями финиша удобней работать судьям, вроде бы как однозначно понятно, когда происходит финиш команды. Пересекло шесть человек эту линию, которая, как правило, находится в метрах пяти от финишной опоры, значит работа на этапе закончена. Здесь сразу же возникает вопрос, а что происходит со снаряжением, работающим на этапе? То есть когда оно финиширует? Оказалось, что на данной дистанции снаряжение должно финишировать или перед последним участником или вместе с ним. Участник, пересекший линию финиша, не мог выбирать веревки за нее. Если вся команда пересекала эту линию, при этом оставив какие-нибудь концы веревок в безопасной зоне, то они считались потерянными. То есть команда могла абсолютно правильно пройти этап не сделав ни одной ошибки и потом из-за того что веревка вытягивалась из-за линии финиша получить штраф аж в десять баллов. Общий же формат этапов был такой: сначала надо пройти этап – пересечь контрольную линию, потом сдергнуть веревки, находясь между контрольной и финишной линиями, потом смотать или подобрать их все и вынести за линию финиша, но ни в коем случае не выходить раньше снаряжения. То есть участник, попавший в безопасную зону, мог получить штраф за не прохождение этапа. Долго размышляя на все эти темы, приходишь к выводу, что ГСК создала формат дистанции, в котором получить штраф в 20 баллов за потерянные веревки при окончании ЗЧ этапа – невозможно. При окончании ЗЧ участник находится до линии финиша – получает штраф за свое не прохождение и за веревки, то есть 40 баллов. А если последний участник пересекает линию финиша и какое-то снаряжение остается на этапе, то он не может вернуться и штраф за снаряжение получит по факту.

 

Спустя неделю после чемпионата Киева вышла новая редакция Настанов, в которой появился пункт 2.2.3. При перевищенні командою (учасником) заданого часу етап вважається подоланим тими учасниками (потерпілим), які закінчили рух на ньому. По сути, в этом пункте говорится, что не зависимо от введения линий финиша, участники не могут быть оштрафованы за свое не прохождение, если они закончили движение на этапе. Но манипуляции со снаряжением могут продолжаться.

 

Что хорошего было на кросс-походе чемпионата Киева 2015?

  1. Массовость команд. Восемь в старшем классе и десять в младшем.
  2. Новое место, это всегда радует.
  3. Интересное ориентирование на разделении.
  4. Никаких проблем с подведением результатов, впервые было все однозначно.
  5. Оперативное подведение результатов, не пришлось их долго ждать. Награждение провели на следующий день после полосы.
  6. Умеренная сложность этапов, не было явных перегибов.

 

Что не порадовало в 2015 году на кроссе?

  1. Введение линий финиша на отдельных этапах и штрафы связанные с ними. Это очень плохо.
  2. Не логичность отдельных этапов (спуск пострадавшего).
  3. Плохо рассчитанное время на связке этапов.
  4. Этап горизонтального маятника большой длины над водой. Особенно плохо это было в начале дистанции. Намокнувшим участникам приходилось бежать еще почти весь кросс, а было достаточно холодно.
  5. Азимут странной постановки. Проходить его было не выгодно.

 

По результатам третьего класса можно отметить первые пять команд, остальные допустили непростительные ошибки, которые серьезно потянули вниз. Сагарматха – плохо справилась с переправой и подъемом-спуском, в итоге пятое место. КПИ лучше справились на переправе, но сильно не вложились в ОЧ – четвертые. Пик Анаконды много набрали штрафов за переправу и чтоб уверенно вложиться в ОЧ решили срезать часть КП, замкнули тройку призеров. Момент Истины также провалили переправу, но намного лучше прошли ориентирование, взяли серебренные медали. Протуберанцы показали класс на всех фронтах – на переправе лучший результат, ориентирование прошли хорошо, штрафов меньше всех, заслуженное первое место с уверенным отрывом. Со второго по пятое место разница в результатах не большая, вполне могло бы разложиться по другому, если бы любая из команд исправила бы отдельную проблему. Последние пять команд итоговой таблицы имели серьезные проблемы с ориентированием на старте, которое было не таким уж и запредельно сложным.

 

В старшем классе команд с проблемами в ориентировании оказалось две. ТКГ и Прилуки не успели на гати, из-за чего сильно просели в результатах. Этап на самом деле оказался не сложным для прохождения за десять минут. Дальше многострадальная связка этапов фактически распределяла места у остальных команд. Слабые результаты здесь показали Прилуки, Олимпия и КПИ. Остальные хоть и набрали много штрафов, но распределились достаточно плотно. Спуск пострадавшего хорошо прошли Физруки, Протуберанцы и сборная Киева. Особо плохо прошел Пик Анаконды. Бревно в полном составе прошли все кроме Олимпии. На ориентировании полностью справились обе связки только у Физруков. В заданное время нежесткого ралли не вложились только КПИ, почти не вложились Прилуки. В оптимальное время не вложился никто. Лучший показатель по этому параметру у Физруков. Как следствие команда Физруки выигрывает кросс-поход в четвертом классе, показав лучшие результаты по всем направлениям кросса и уверенно оторвавшись от ближайших преследователей на час. Второе место занимают Протуберанцы, уступившие сборной Киева по ОЧ, но выжавшие хороший результат на связке этапов. Разрыв между серебром и бронзой всего две с половиной минуты. Еще на час от призов отстали Пик Анаконды и Олимпия, разрыв между ними две с половиной минуты. На шестом месте ТКГ. Прилуки и КПИ показали совсем слабые результаты, отстав еще на полтора-три часа от шестого места.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *