Чемпионат Украины 2015, кросс-поход.

 

Команда перед стартом кросс-похода

Будущие призёры кросс-похода перед стартом

 

Второй день чемпионата Украины. После дистанции спасательных работ все команды готовятся к кросс-походу. Общий формат дистанции был классический – жесткое ралли. Но чтобы командам было интересней, в классику были внедрены некоторые весьма неожиданные нюансы.

 

Жесткое ралли предусматривает старт на каждом этапе в определенное время, которое задается судьями. Также на каждом этапе действует определенное заданное время, то есть время работы команды, по истечению которого подводятся результаты этой работы. Если команда справляется раньше, то может раньше уходить. У нее появляется больше времени на ориентирование и подготовку к следующему этапу. Если команда не вкладывается в заданное время этапа, то кроме кучи штрафов за не прохождение участников и снаряжения появляется более существенная проблема – возможное опоздание на старт следующего этапа. А с опозданием на свой старт вероятность повторения истории с не вкладыванием и получением кучи штрафов существенно увеличивается. То есть на жестком ралли очень важно для успешного прохождения каждого этапа приходить заранее.

 

 

Олимпия готовится к этапу

Олимпия готовится к этапу

 

Кроме понимания сути жесткого ралли существует второй важный фактор это время, которое судьи выделяют на перебеги между этапами. На пятом классе при ориентировании в заданном направлении минимально возможное время это 12 минут на километр. Обычная скорость движения команды, легким, не напрягающим бегом по ровной дороге, составляет 8 минут на километр. Дальше накладывается фактор ориентирования, рельефа и проходимости местности. Если звезды сошлись удачно или команда очень сильная, то у нее будет еще пару минут на подготовку к этапу. Если же по ходу кросса возникают проблемы любого характера с потерей времени, то команда опаздывает на свой старт со всеми вытекающими последствиями.

 

Все эти теории являются классикой жанра. В этом году на кросс-походе чемпионата Украины перед командами ставилась очень не стандартная задача. Заданное время на каждом этапе команды определяли самостоятельно в пределах от трех до двадцати минут. Чем меньше заявлялось заданное время, тем больше бонусных балов зарабатывала команда. Значения времени должны были быть кратные минуте. За каждую минуту команды получали два балла бонуса.

 

Пострадавший на трещине

Пострадавший на трещине

 

Результат каждого этапа подводился по формуле – бальная оценка этапа плюс заявленные бонусные баллы минус штрафные баллы. Результат дистанции суммировался по результатам всех этапов. Все этапы имели экспертную оценку в баллах, которая была постоянной для всех команд. Сумма штрафов на этапе не могла быть больше, чем экспертная оценка. То есть, если команда получала штрафов намного больше, чем стоимость этапа, то за данный этап в результат шел ноль.

 

Во всей этой схеме важную роль играли два фактора: сколько команда получит штрафов, а этого до прохождения дистанции никто не мог знать, и сколько заявит бонусных баллов. Заявки по бонусам сдавались в течение часа после совещания по кросс-походу. Команды во время размышления над своим количеством бонусов не могли знать сколько баллов по каждому этапу заявляли соперники. В зависимости от заявок определялся порядок старта. Раньше стартовали те, кто заявил больше бонусов. То есть команде стартовавшей первой для победы достаточно было не сделать ни одного штрафа или даже сделать, но не больше, чем заявленная разница со следующей командой. По сути, при условии не получения штрафов всеми командами, места были распределены до старта.

 

Сборная Киева на стартовом берегу трещины

Сборная Киева на стартовом берегу трещины

 

Чтобы выиграть кросс команда должна быть очень смелой в своей заявке и реалистами в процессе прохождения. Самым важным моментом всего данного формата была заявка заданных времен этапов. Командам нужно было заявить, так чтобы время их прохождения было без большого запаса. Тогда прохождение дистанции было бы максимально эффективным с точки зрения возможностей отдельной команды. Большим запасом можно назвать значения времени больше одной минуты, так как эта неиспользованная минута могла бы быть двумя бонусными баллами.

 

Как же командам нужно было определять свое время работы на этапах? Для начала отметим, что традиционных подробных условий за месяц не было. Никто не знал даже перечня этапов. Условия на кросс-поход выдавались на месте при прохождении мандатной комиссии. У команд было примерно полтора суток, чтобы подумать над тактикой этапов и своими способностями. Правда, в эти полтора суток еще входило выступление на дистанции спасательных работ. С этим, кстати, связано перенесение кросса на второй день чемпионата. В исходном положении кросс-поход должен был быть первым в порядке проведения дистанций.

 

Пик Анаконды на финише этапа

Пик Анаконды на финише этапа

 

Итак, четверг, второе июля, команды получили условия. Теперь всем следует показать свое искусство быть реалистами. Такие способности могут проявиться только в одном случае – уверенном знании своих возможностей. А оно соответственно может взяться только в двух вариантах: если командой отработаны этапы на все возможные случаи, что очень маловероятно, или команда всё отработала на месте по условиям. Если же ни один из данных вариантов не имел место быть, то в пятницу после прохождения спасработ в лагерях наступало время философских размышлений.

 

На этой стадии подготовки к кроссу очень важно было не впасть в одну из крайностей. Пессимисты сильно боялись не вложиться в заданное время любого этапа, поэтому заявляли большие времена или маленькие бонусы. Эта тактика позволяла уверенно вкладываться и проходить всю дистанцию без огромных штрафов за не прохождение этапов. Но одновременно с получением приемлемого результата эти команды фактически выпадали из борьбы за первое место. Для попадания в призы командам-пессимистам кроме естественно своего успешного прохождения следовало еще надеяться, что все кто заявил больше бонусов, окажутся жесткими оптимистами. В целом тактика пессимизма заранее определяла команды в середину итоговой таблицы.

 

Еще один пострадавший на трещине

Еще один пострадавший на трещине

 

Второй крайностью теоретической философии спортивного туризма является сверх оптимизм, то есть заявление заданных времен, в которые команда в реальных условиях дистанции может не вложиться. Как уже было сказано выше, данная тактика влекла за собой возможные большие штрафы и соответственно расположение в нижней части таблицы по результатам кросса. Но при этом сохранялись шансы на очень даже неплохие места.

 

Между двумя крайностями все команды пытались найти золотую середину. Конечно, оптимистами быть не очень хотелось, тактика пессимизма была в большем приоритете. То есть получить средний результат, было лучше, чем полностью слиться и пропустить вперед все команды пессимистов. С другой стороны сильным командам для победы рисковать было просто необходимо. Но этот риск должен был быть очень разумным.

 

Как же все-таки правильно рассчитать свои способности и попасть в число реалистов? В первую очередь необходимо знать подробные условия всех этапов. Можно отшлифовать любой этап до идеального технического прохождения, но столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, потерять драгоценные секунды и не вложиться в заданное время. Например, первый участник на переправах может долго проходить овраг или реку из-за сложного рельефа или сильного течения. Здесь еще масса вариантов, на которых можно получить проблему – трудно проходимая растительность, особые способы прохождения зоны препятствия, сложное каменное дно реки, крутые берега. То есть однозначно определить время прохождения первого участника невозможно. На него надо делать хоть какую-то скидку, даже если обещают, что все легко и удобно. Второй момент это рабочие зоны и опоры. Знание того, что зона опасная практически ничего не дает, кроме того что надо приготовить длинные усы. Как это часто бывает – опасные зоны бывают вполне удобные, а безопасные зоны очень неудобные. Просчитать время прохождения любой переправы, даже зная, какие берега также весьма проблематично. Точную скидку на не удобства делать не так уж и просто. Третьим важным фактором будет рельеф, который очень сильно влияет на наклонных и вертикальных этапах, когда вся команда проходит его ногами. Если в условиях говорится, что склон на подъеме до пятидесяти градусов, то это не особо поможет. Но если уточнить, что склон из 50 метров опасной зоны на 45 метрах имеет крутизну тридцать градусов и небольшой участок на пару метров в пятьдесят градусов, то это совсем поменяет дело. Четвертый момент это в каком расположении команда стартует и финиширует. Если команду подпускают к исходной опоре, то это большой плюс и выигрыш во времени. Если команда начинает работу на этапе располагаясь до линии старта, то хорошо подготовить веревки не получится, какое-то время будет потеряно до того как первый начнет движение. Как потом оказалось, то на многих этапах старт не соответствовал тому, что оговаривалось на совещании. Линий старта не было.

 

Переправа через трещину

Переправа через трещину

 

Есть еще конечно много других факторов, которые влияют в той или иной мере на прохождение каждого этапа, но это особенно важные, которые можно смело расписывать в условиях. Конечно, есть еще вариант не вдаваться в подробности, но тогда потеряется смысл дистанции. Команды не зная важных деталей, будут думать, что за этим скрывается какая-нибудь судейская подстава. Время на прохождение этапов будет закладываться больше. Как следствие увеличится количество команд-пессимистов, а это уже совсем другое соревнование.

 

Также стоит отметить, как подбирались длины веревок на дистанцию. В исходных условиях было сказано, что для прохождения дистанции кросса достаточно того же комплекта веревок, что брался на полосу, а на полосу он был оговорен. Такой подход вообще не порадовал аж по нескольким причинам. Во-первых, на полосу было разрешено брать одиннадцать веревок разных длин, то есть на кроссе было бы очень проблематично управляться с таким количеством, оставалось надеяться, что всё с полосы не пригодится. Во-вторых, на полосу из длинных веревок бралось две по 40 и две по 45 метров. Даже с учетом того, что все переправы были бы меньше 40 метров, то команды могли использовать пять-шесть длинных веревок. Можно сказать, в чем проблема берите веревки под свою тактику. Взять то можно, но когда раздали условия и оказалось, что можно справить без них, то был ли смысл тащить через пол Украины запасные длинные веревки. В-третьих, никто не был застрахован от того, что этапы могли оказаться длиннее сорока метров, и их вполне можно было бы пройти с одиннадцатью веревками полосы, больше половины из которых были короткими. Но проходилось бы это дольше и сложнее. На что это все влияет? На ресурс возможностей снаряжения. Приезжает команда с комплектом для полосы, раздают условия и оказывается, что какая-нибудь переправа метров пятьдесят. А другая команда приехала на нескольких машинах и привезла с собой кучу веревок всех длин, так как их это не напрягало. Или команде за несколько часов нетрудно метнуться домой за длинными веревками для кросса. Было очень хорошо, что всего этого не произошло, но вообще не было никакой проблемы указать в условиях, что максимальная длина переправ 35 метров. Все команды были бы застрахованы от неожиданностей и головной боли как проходить длинный этап с короткими веревками.

 

По центру трещины

По центру трещины

 

Рассмотрим соответствие этапов оговоренным условиям и заданные времена заявленные командами. Было бы хорошо иметь статистику – за сколько времени все команды проходили каждый этап, но с судейских протоколов эту информацию не переносили в итоговые.

 

Первый этап переправа через овраг до 35 метров. Вроде все, как и обещали, показалось даже, что метров на пять короче. Но не был указан небольшой нюанс, что стартовый берег выше целевого. Также не было линии старта. Наименьшее заданное время – девять минут, заявили три команды (Сонечко, ХОЦТКУМ и Пик Анаконды). Ни у одной команды не было проблем с вкладыванием в свое ЗЧ.

 

Сборная Киева готовится к этапу

Сборная Киева готовится к этапу

 

Второй этап – жерди. Все, как и обещалось, расстояние между лагами около двух метров, жерди чуть длиннее и не тяжелые. Четыре команды ( Николаев, Николаев-2, Пик Анаконды и Бучач) заявили минимум – три минуты. Все команды вложились.

 

Третий этап узлы. Команда должна была завязать все 20 узлов из своих веревок. Здесь после долгих споров было разрешено вязать узлы на своих вспомогательных шнурках. Не понятно в чем сразу была эта проблема. Проверялись узлы после финиша. Девять команд заявили три минуты. Все вложились кроме второго Николаева, но там, судя по штрафам, было опоздание на этап.

 

Счастливый пострадавший на дне трещины

Счастливый пострадавший на дне трещины

 

Укладка бревна – самый неоднозначный этап. Здесь могло быть много проблем на разной почве. Обещалось бревно тяжелое. Ожидания вполне оправдались, хотя все-таки бревно было не таким тяжелым как в прошлом году. Зона препятствия была неудобной. Овраг небольшой, но склоны его начинались еще в безопасной зоне. Тренога, чтоб не наклоняться ставилась чуть дальше от линии, а от этого в свою очередь сложнее было дотянуться бревном до целевого берега. Меньше всех заявила Винница – всего тринадцать минут. Пятнадцать заявили оба Николаева. Остальные команды 18-20 минут. Справились все кроме второго Николаева.

 

Траверс склона, до 40 метров. Реально был поменьше метров на 5-8. Склон обещался крутой, но оказался не таким страшным. Меньше всех по семь минут заявили Пик Анаконды и Николаев-2. Не вложился только ХОЦТКУМ, судя по штрафам – опоздали.

 

Финиш Олимпии на этапе

Финиш Олимпии на этапе

 

Маятник – один из нестандартных этапов. Подъем к креплению происходил по ИТО. Здесь не было сказано, что дерево наклонное, подниматься оказалось легче, чем ожидалось. Не самая простая была зона этапа. Если пристегнуться к перилам маятника жумаром и поднять его на исходном берегу, то также стоять не получится на целевом. Участников надо было или ловить и помогать и сниматься, или использовать другую самостраховку. Десять минут заявило четыре команды (оба Николаева, Винница и Сонечко). Не успели ХОЦТКУМ, Олимпия и Сонечко.

 

Седьмой этап – параллельные перила до 25 метров, опять же без линии старта и финиш почему-то на самостраховке на судейских перилах, а не после освобождения в безопасной зоне. В остальном все как обсуждалось. Винница заявляет всего девять минут. Сонечко и ХОЦТКУМ по десять минут. Шесть команд не вкладываются в свои ЗЧ. Отметим, что между маятником и перилами был самый сложный переход по ориентированию. Скорее всего, команды опаздывали на этап.

 

Еще один счастливый пострадавший на дне трещины

Еще один счастливый пострадавший на дне трещины

 

Подъем по наклонке до 25 метров. Все как обещалось только без линии старта. Винница и ХОЦТКУМ заявляют по 12 минут. Все команды вкладываются на этом этапе.

 

Трещина – единственный этап кросс-похода с пострадавшим. Для всей этой схемы дистанции, конечно, сложно еще оценивать свою работу с пострадавшими, тем более на таком техничном этапе как подъем из трещины. Длина переправы была до 20 метров, глубина трещины метров восемь. Условия прохождения немного не стандартные, первый спустившийся становился пострадавшим. Николаев заявляет двенадцать минут, Сонечко тринадцать. Пять команд не вкладываются.

 

Финишный берег переправы через трещину

Финишный берег переправы через трещину

 

Дальше были три КП ориентирования, все команды прошли их без проблем. Предпоследний этап переправа вброд с перилами. Течение слабое, река неглубокая. Сонечко заявляет пять минут, Николаев шесть. Не вложилось две команды, одна, судя по штрафу опоздала.

 

Последним этапом кросса была переправа через воду до 35 метров. Стартовали с линии старта. Самой воды было метров 25, неудобный целевой берег. Одиннадцать минут заявили четыре команды (Винница, Пик Анаконды, ХОЦКТУМ и Сонечко). Из всех только одна команда не справилась с этапом, говорят, что команда была снята на этапе, на последнем перебеге заблудиться невозможно.

 

Участник по центру трещины

Участник по центру трещины

 

Результаты оказались вполне ожидаемы, несмотря на закрученный формат. Последнее месту занимает ХОЦТКУМ, команда не вложилась на пяти этапах, попадает в первый ряд оптимистов. В прошлом году команда была на девятом месте и выполнила КМСУ. Предпоследнее занимает Николаев-2, четыре этапа слиты, из них два серьезно. При этом обе команды по заявленным баллам были пятыми, показательный пример сверх оптимизма. Двенадцатое место – Физруки, два этапа полностью провалены. Эклипс одиннадцатый, из двух слитых этапов один основательно. Десятое место – Легион, команда поздно сдала заявку по своим заданным временам и им выставили на всех этапах максимальные. Так Легион невольно возглавил список пессимистов, естественно команда вложилась во все ЗЧ, набрал всего один балл штрафа. В прошлом году Легион занял последнее место.

 

Девятое место занимает вчерашний призер – Олимпия. Команда опоздала на параллельные перила и не вложилась на маятнике. По заявленным балам Олимпия была седьмой. В прошлом году команда заняла десятое место, в позапрошлом двенадцатое. Кросс-поход все также тянет Олимпию вниз. Восьмое место занимают Протуберанцы, команда заявила очень мало, но при этом прошла все этапы. Седьмое место – Сонечко. По заявленным балам команда была на втором месте, но не справилась с маятником и была снята на водной переправе. В целом результат мог бы быть достаточно сильным.

 

Подъем пострадавшего из трещины

Подъем пострадавшего из трещины

 

Первая шестерка команд выполняет КМСУ. В прошлом году этого удостоились первые девять команд. То есть, даже с учетом лояльного подведения результатов в баллах в этом году, команды смогли выступить достаточно приемлемо по относительному подведению итогов. Шестое место занимает дебютант чемпионата – Бучач. Команда не смогла пройти только трещину. На пятом месте ТКГ, прекрасный результат как для молодой команды. Незначительные проблемы возникли только на двух этапах. В прошлом году ТКГ был на предпоследнем месте, в 2013 на десятом, то есть сейчас пошел серьезный прогресс в кроссе. Четвертое место занимает сборная Киева, заявившая практически меньше всех. Но это не помешало получить неплохой результат, отрыв от призов был чуть больше пятидесяти баллов. Естественно все этапы были пройдены, штрафов минимум. Пессимистический настрой не позволили команде подняться выше. В прошлом году сборная Киева заняла третье место, в 2013 седьмое, в 2012 третье.

 

Тройка призеров показала высокие результаты с небольшим разрывом, что заметно выделяло их на фоне остальных команд. Все три команды рискнули или уверенно заявили достаточно большой бонус, все этапы были пройдены без проблем, штрафов мало. На отдельных этапах, конечно, был проявлен пессимизм и по нему собственно и распределились результаты, которые вполне могли быть еще лучше.

 

Пострадавший на финишном берегу трещины

Пострадавший на финишном берегу трещины

 

Третье место занимает Пик Анаконды. По заявленным баллам – четвертое место, штрафов немного. От первого места отрыв в результатах – 23 балла, от второго 13. Команда заявила лучшие заданные времена на пяти этапах: переправы через овраг и воду, жерди, узлы, траверс. Явно мало было заявлено на бревне и перилах. В прошлом году Пик Анаконды занял шестое место на кроссе, в 2013 восьмое, в 2012 восьмое.

 

Второе место занимает Винница, один балл штрафа, победителям уступили всего десять баллов. По заявленным баллам Винница была третья. Лучшие заявленные времена на шести этапах: узлы, бревно, маятник, перила, наклонка и переправа через воду. Мало заявили на траверсе и броде. В прошлом году Винница была на седьмом месте, в 2013 на шестом, в 2012 на тринадцатом.

 

Победителем кросс-похода становится Николаев. Команда заявила больше всех и с одним баллом штрафа не оставила шансов соперникам. Лучшие времена Николаев заявил на четырех этапах: жерди, узлы, трещина и маятник, то есть меньше чем оба призера. Но при этом ни на одном этапе не было заявлено слишком мало. На остальных этапах заявленные бонусы были вторыми или третьими. В 2014 году Николаев занял второе место на кроссе, проиграв всего один балл. В 2013 первое, в 2012 четвертое, в 2011 первое, в 2010 первое. За последние шесть лет команда Николаева выигрывала кросс-поход на чемпионатах четыре раза, только один раз выпала из призов.

В общем, результаты, можно сказать, получились, как и ожидались. Сильные команды остались сильными, слабые остались слабыми. В конце оказались самые оптимисты, в середине пессимисты и умеренные оптимисты, впереди те, кто уверены в своих способностях. Места среди лучших распределились согласно разумного риска.

 

Пик Анаконды готовится к этапу

Пик Анаконды готовится к этапу

 

Отдельно отметим ориентирование и переходы между этапами. Карта, конечно, была паршивая. Очень много дорог, которых нет на карте. Особо не понравились вырубки, которые явно не вписывались в свои очертания на карте. При этом само ориентирование было простейшим, практически все перебеги были по линейным однозначным ориентирам. На всю дистанцию было буквально пару переходов, где ориентирование представляло хоть какую-то трудность. Как это ни странно, но после такого перехода на этапе параллельных перил было много не вложившихся команд.

 

Расстояние всей дистанции по прямой было чуть больше семи с половиной километров. То есть по данному параметру кросс не соответствовал пятому классу, так как Правила предусматривают минимум восемь. Если взять время команд на дистанции от старта до финиша, вычесть суммарное время работы на этапах и разделить на восемь километров, то получится больше семнадцати минут на километр. На пятом классе, на ориентировании в заданном направлении Правила допускают не больше семнадцати минут. Еще один параметр несоответствия кросса пятому классу. В итоге получаем, что кросс-поход чемпионата Украины проводился ниже минимальной планки. Зачем это делалось? Чтобы команды не думали об ориентировании и том, что могут не успеть хорошо подготовиться к этапу и заявляли рекордные заданные времена? На этом внимание не было с акцентировано, то есть фокус не удался и пессимистических времен всё-таки оказалось больше.

 

В результате всех этих просчетов команды практически не тратили время на ориентирование как таковое. Как следствие на все этапы приходили заранее и хорошо готовились. По ходу дистанции были случаи, когда команды приходили за 12 минут до своего старта. Можно сказать, что отсидки были стабильны. Этому также способствовало очень большое расчетное время в минутах на километр. Заявлено было 15 минут, реально оказалось намного больше. Вроде бы как отдельно закладывалось время на подготовку веревок, но стандарты предусмотренные Правилами закладывают это время в перебеги для слабых команд, в этапы для сильных команд.

 

После кросса многие возмущались, что дистанция оказалась сильно легкой. Здесь стоит разделить мнения по двум направлениям. Первое – это по расстоянию дистанции, расчетному времени и сложности ориентирования. Здесь трудно поспорить, ГСК явно просчиталось. На пятом классе команды не должны расслаблено ходить между этапами и отсиживаться когда захотят. Вспоминается перегруженное жесткое ралли на кубке в Севастополе, когда под конец от интенсивности было так тяжело, что рыгать хотелось.

 

Второе мнение это очень просто поставленные этапы с маленькими длинами и сильно хотелось чего-то сложнее. Данное мнение достаточно спорное. Сложность дистанции подразумевает определенное количество баллов за все этапы, а также количество условно сложных этапов. Нельзя сказать, что этапов было мало. Другое дело их длины и простота прохождения. Но если подумать глобально, то сложность понятие весьма относительное. Один и тот же этап за 20 минут пройти будет очень просто, а за 10 очень сложно. Команды своими заявками по бонусам сами выбирали себе сложность.

 

Команда перед стартом кросс-похода

Команда перед стартом кросс-похода

 

Чем хорошим отличился кросс чемпионата Украины 2015?

  1. Новый формат, придуманный на базе старого доброго жесткого ралли.
  2. Самостоятельный выбор сложности по каждому этапу заданным временем. Было очень интересно подумать. Готовиться к такой дистанции нужно было нестандартно.
  3. Отсутствие подробных условий до мандатной комиссии. Давно уже пора на чемпионате исключать возможность основательной подготовки к отдельным стандартным этапам.
  4. Команды не знали какие бонусы заявляют соперники. Хотя прозвучало мнение, что было бы интересней, если заявки по бонусам происходили на совещании в формате аукциона. Тогда, скорее всего мы бы увидели совсем другой расклад по результатам.
  5. Вся дистанция была проведена быстро. Участникам не пришлось весь летний жаркий день проводить в активном движении.
  6. На совещании команды получили ответы на все вопросы по детальным условиям: переходы первого, рельеф, рабочие зоны.
  7. Старт происходил прямо с лагеря. Финиш был возле реки, на относительно небольшом расстоянии.
  8. В связи с тем, что условия выдавались на месте, не произошло изменения длин в большую сторону, как в прошлом и позапрошлом году. Это еще один момент почему стоит на месте объявлять условия.
  9. Быстро проведенные спасательные работы позволили успеть потренироваться к дистанции кросса. Не каждый год такой маневр бы удавался.

 

Что было плохо?

  1. Расстояние кросса было меньше, чем требуется для дистанций пятого класса.
  2. Время на ориентирование в заданном направлении между этапами было больше, чем требуется для дистанций пятого класса. Из-за чего у команд было очень много времени на подготовку и даже на отдых. Интенсивность дистанции была никакая.
  3. Само ориентирование было слабым даже несмотря на плохую карту. Практически все переходы легко определялись и быстро проходились.
  4. Не было разделения и ориентирования, в котором можно задействовать больше одного ориентировщика. Также об этом можно было бы сообщить, чтоб команды не тратили время на связочную подготовку.
  5. Информация по длинам этапов держалась по непонятным причинам в секрете и обозначалась загадочной фразой о комплекте веревок с полосы. Великая тайна перечня этапов была бы не раскрыта, если бы в исходных условиях упомянулось, что максимальная длина переправ 35 метров.
  6. Упрощение на некоторых этапах отдельных моментов, оговоренных на совещании. Команды делали на них скидку, то есть заявляли времена больше, чем моли бы.

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *