Голосеевский дуб 2015, спасработы.

spasraboty-2015 (29)

Открытие соревнований для команд пятого класса.

 

Май 2015 года. Все группы вернулись с традиционных майских походов и уже успели залечить мозоли и начали писать отчеты. Во второй половине мая в Киеве состоится последнее пешеходно-спортивное событие весны. Открытый чемпионат Голосеевского района, он же «Голосеевский дуб» – наиболее сложные пешеходные соревнования Киева.

 

 

Глобус перед стартом.

Глобус перед стартом.

 

Соревнования проводятся третий год. За это время расширились до двух дистанций и приобрели некоторую популярность. В 2013 году совместно с Голосеевским отделом культуры и туризма на день Киева в парке Рыльского была проведена личная дистанция четвертого класса, на которой выступило две команды. На следующий год соревнования расширили до двух дистанций и увеличили сложность до пятого класса. На командных спасработах выступили все четыре команды Киева, готовящиеся к чемпионату Украины. На личной дистанции участвовало три команды. В 2015 году соревнования приобрели полностью официальный статус, регламент прошел через городской спорткомитет. Обе дистанции были расширены до двух классов, что позволило подрастающим командам набраться опыта на сильных дистанциях. На спасработах в 2015 году приняли участие восемь команд, из них три в четвертом классе и пять в пятом. Выступали сильнейшие команды Киева, дистанция спасработ для них является хорошей подготовкой к чемпионату Украины.

 

Команда Физруки перед стартом.

Команда Физруки перед стартом.

 

Место соревнований было абсолютно новым. Парк Рыльского чуть западнее Ореховатских ставков. Довольно рельефные склоны с глубоким оврагом. Добираться достаточно удобно и недорого, ближайшие метро на расстоянии до километра. В прошлом году спасработы проходили на Лысой Горе возле сухого озера, в тех краях было уже много дистанций, в том числе на чемпионате Украины. Повторять местность не было смысла, искали новую в Голосеевском районе. Изначальная идея была провести дистанцию в глубоком овраге, где осенью проводился кубок района среди юниоров. Но в апреле на чемпионате Киева там проходила дистанция полосы препятствий. Чтобы не повторяться в одном сезоне, перенесли в совершенно новое место.

 

Пик Анаконды перед стартом.

Пик Анаконды перед стартом.

 

Сроки соревнований подбирались из соображений логического построения сезона. Вторая половина мая не заполнена никакими серьезными мероприятиями. Городские соревнования в основном проходят в первой половине весны. В апреле проводятся открытые чемпионаты областей, куда могут поехать особо прыткие команды. Раньше в апреле проходил кубок Украины, но последние два года это наиболее важное соревнование весны не проводилось. Майские праздники заняты походами. Дальше хоть соревновательный сезон вроде бы как в разгаре, но целый месяц выпадает. Серьезных соревнований нет, хотя команды за пару месяцев набирают хорошую форму и в мае достаточно приятно тренироваться, еще не жарко и уже не холодно. Кроме того, именно в это время не желательно расслабляться, так как в начале июля чемпионат Украины. Поэтому сроки Голосеевского Дуба были определены на конец мая ко дню Киева.

 

КПИ перед стартом.

КПИ перед стартом.

 

Отдельным моментом стоит отметить разнесение двух дистанций на разные дни. Возможно это не самое удачное решение. Некоторым командам удобней было соревноваться двое выходных подряд. Однозначно этот маневр отталкивает иногородние команды, которым на одну дистанцию приезжать вообще не вариант. Но пока в ГСК столь серьезных соревнований входят два-три человека. Проводить два дня подряд минимальными силами дистанции пятого класса не хватает физических сил и энтузиазма. Явно пострадает качество.

 

ТКГ перед стартом.

ТКГ перед стартом.

 

Сама дистанция была в виде уже традиционной круговой полосы с режимом 25/5. В прошлом году спасработы длились три часа, то есть было шесть этапов охватывающих всю сложную технику возможную на склонах и оврагах: подъем пострадавшего по склону, спуск и подъем по наклонкам, подъем из трещины, параллельные перила и переправу через воду. В этом году был добавлен седьмой этап – маятник.

 

Протуберанцы - самая рыжая команда.

Протуберанцы – самая рыжая команда.

 

Особенностью данных соревнований является простота тактик, насколько это можно назвать простотой для пятого класса. Изначальная идея была в том, чтобы создать соревнования максимальной сложности и одновременно наиболее простой подготовки, то есть, чтобы командам не приходилось месяц на тренировках шлифовать тактику на шесть-семь сложных этапов в линейном порядке. Одновременно не ставилась задача играть в линии старта-финиша, за которые нельзя почему-то выходить. Также не было никаких меганеудобных рабочих зон и сложных опор. Командам предоставлялась возможность соревноваться в чистой технике, тактика нужна была только на каждый отдельный этап. Данные моменты сводили к минимуму тренированность по условиям и давали преимущество опыту, физухе и общей выносливости.

 

Элита Киева на открытии.

Элита Киева на открытии.

 

Длины этапов в отличие от прошлого года были более сбалансированными. На сухом озере было два этапа более 50 метров, что запрещено по Правилам. Это очень плохо для команд, так как приходится подбирать более длинные веревки. В этом году этот нюанс был доработан, максимальная длина этапа была 45 метров, что даже не дотягивает до предельной величины. Остальные длины были немного меньше. В целом общий смысл этапов сделать их максимально взрослыми по длинам и при этом не напрягать команды чрезмерным метражом веревок, которых для данной дистанции логично было брать шесть. Кроме того, допускались даже слегка поврежденные веревки, которые любой жестокий судья по безопасности не допустил бы.

 

Вязание носилок на переправе через воду.

Вязание носилок на переправе через воду.

 

Судейство на спасработах было организовано по прошлогоднему принципу, то есть бригада судей следовала за командой по всей дистанции. Разница только в том, что на Лысой Горе за каждой командой следовало по двое судей, а сейчас по трое и даже четверо на втором круге. От каждой команды требовалось предоставить по двое судей, в прошлом году им явно приходилось тяжеловато. Этапы длинные, на каждом берегу следил за командой только один человек и он должен быть достаточно опытным. Не хватало того кто будет отдельно записывать и следить за временем. В этом году эти моменты были доработаны.

 

Переправа через условную воду.

Переправа через условную воду.

 

Старты разбиты на два круга, в первом в 9:30 стартовали три команды четвертого класса, во втором в 13:00 пять команд пятого класса. Такой расклад позволил усилить судейские бригады на втором забеге за счет желающих судить пробежавших участников четвертого класса. Как говорили сами судьи – второй круг судился более жестко, то есть, как и должно быть. За опытными командами следил уже более зоркий судейский глаз. Хотя со стороны судейство все-таки не выглядело мегасуровым, некоторые моменты все-таки прощались командам.

 

Верхний ПС подъема по наклонке.

Верхний ПС подъема по наклонке.

 

Есть мнение, что такая организация судейства не совсем справедлива. То есть разные судьи по разному относятся ко всем нарушениям и могут одним командам ставить штрафы, а другим нет. Как бы следовало распределить всех судей по этапам. Но в таком варианте на двух этапах пришлось бы простаивать судьям, что не рационально. Команд пять, а этапов семь. Было также предложение провести всё в один круг. Для восьми команд ввести или блок отдыха или какой-нибудь простой этап. Но для данной дистанции и отдых, и простой этап были бы не актуальны, так как терялся бы общий темп, который не позволял особо расслабляться. Двое судей от команды распределились бы по всем этапам и были бы постоянно задействованы, но это опять же было бы всего лишь по двое судей. На это можно решиться, только если каждый судья имеет достаточный судейский опыт и разбирается в тонкостях сложных спасработ. Не следует также забывать, что судьи от команд, будучи единолично расположенные на определенном пункте страховки, вполне могли бы прощать отдельные моменты своим командам, так как никто бы это не контролировал. В организованном судействе все команды судились чужими судьями от разных команд и этот момент исключался.

 

Кокон на параллельных перилах.

Кокон на параллельных перилах.

 

Сложность самих этапов рассчитывалась исходя из результатов прошлого года. На Лысой Горе из четырех команд три без проблем прошли все этапы за 25 минут, многие из этапов проходились быстрее 20 минут. Явно для команд элиты не хватало сложности и им приходилось отдыхать на промежутках до 20 минут. Поэтому в этом году все этапы были усложнены, чтобы команды не имели возможности расслабиться. Прошлогодняя сложность фактически стала уровнем нынешнего четвертого класса с некоторыми усложняющими или упрощающими нюансами.

 

Ледовая трещина в лесу.

Ледовая трещина в лесу.

 

Логика этапов была следующая. Трещина или переправа через овраг – по сути, сама переправа это сильно просто. Даже с носилками ее можно проходить до 15 минут. В отличие от прошлого года задача стояла спуститься одному участнику на дно трещины для оказания помощи пострадавшему. Пожалуй, технически самый сложный этап, так в нем требовалось очень много мелкой технической работы, которую в основном выполнял участник, спускающийся к пострадавшему. По большому счету успех прохождения этапа зависел от опыта и скорости движения этого участника. Приблизительно такой же этап был на длинной дистанции спасработ чемпионата Украины в 2010 году в Голосеевском лесу. Тогда с этапом справились всего шесть команд из девятнадцати команд Украины. Этап явно выпадает из обоймы стандартных, поэтому с ним возможны проблемы и всем командам следует держаться в форме периодически тренируя подъем из трещины. Кроме того, это был единственный этап на пятом классе, где пострадавший был активным и мог выполнять какие-нибудь действия. Но за это командам по условиям пришлось поднимать самого тяжелого участника из шестерых. Последнее время распространилась технология поднятия пострадавшего из трещины без полиспаста, с тяжелым участником этот фокус вряд ли удастся. Всем пришлось вспомнить варианты полиспастов. Команды четвертого класса поднимали любого полностью здорового участника, в конечном варианте остановились на том, что он сам может подниматься по вертикальным перилам.

 

Верхний ПС спуска по наклонке.

Верхний ПС спуска по наклонке.

 

Спуск по наклонке в прошлом году был с коконом. В этом для пятого класса с носилками, для четвертого с легкопострадавшим. Хотелось бы найти наклонку по длиннее и по круче, но местность не позволяла. Этот этап из переправ оказался самым коротким, около 35 метров. Ну и поскольку этап был наиболее простым физически, то его немного усложнили опасной зоной на финишном берегу. В целом ничего особо примечательного, небольшой склон на старте, чуть больше на финише. Главная задача это умение работать в опасной зоне и цеплять-снимать пострадавшего.

 

Подъем кокона по склону.

Подъем кокона по склону.

 

Подъем-траверс-спуск проходили по не крутому склону. На подъеме полиспаст не нужен был вообще. Траверс, по сути, являлся не траверсом склона, а перевалом через бугор. Пятый класс связку этапов проходил с коконом, четвертый с пострадавшим, у которого не работают ноги. Кокон в зависимости от тактики разрешалось транспортировать с одним или двумя сопровождающими, что давало на пятом классе возможность для полета тактической мысли. Кроме того, на всей связке этапов следовало уметь быстро организовывать грузовые пункты страховки.

 

Верхний ПС подъема по наклонке.

Верхний ПС подъема по наклонке.

 

Подъем по наклонке был длинным, но не крутым. Поднимался кокон. На четвертом классе давался выбор проходить с легкопострадавшим или без. Этап тяжелый физически, менее подготовленным командам давалась возможность работать без пострадавшего, так как само прохождение этапа участниками могло занимать достаточно много времени. В прошлом году команды поднимали легкопострадавшего, кокон оказался небольшим усложнением для пятого класса.

 

Нижний ПС подъема по наклонке.

Нижний ПС подъема по наклонке.

 

Параллельные перила – самый длинный этап. Расклад тот же что и с подъемом по наклонке, пятый класс – кокон, четвертый – выбор. Перила достаточно техничный этап, когда они длинные по ним еще надо уметь быстро ходить. На Лысой Горе это был единственный этап без пострадавшего, команды на нем переправляли груз. Были определенные сомнения, что будут справляться на перилах с коконом, но они рассеялись. Большинство команд прошли без глобальных проблем.

 

Параллельные перила через овраг.

Параллельные перила через овраг.

 

Переправа через воду была также интересна, как и в пролом году. Воды, конечно, не было, но, тем не менее, этап был очень интересным. На пятом классе переправлялись носилки, на четвертом кокон. В первую очередь командам следовало очень хорошо натянуть переправу, чтобы проходить без намокания. Здесь есть варианты тактики – или очень хорошо тянуть, или высоко крепить. При высоком креплении надо уметь высоко вешать носилки, что не так уж и просто. Очень важно было поработать над этим этапом. Кроме того, существует порочная практика поднятия носилок вертикально, вроде бы так легче и удобней их вешать. Обычно пострадавший при такой технике съезжает с поперечных жердей, привязки к носилкам также смещаются, то есть все это ведет к лишним штрафам. По условиям у пострадавшего травма перелом бедра и было запрещено поднимать носилки под углом в 30 градусов. Как оказалось, техники подъема снятия носилок достаточно много. Отдельным моментом отметим, что в носилках по условиям не должна быть женщина. Традиционно на этом этапе все команды укладывают в носилки легких девочек. Чтобы сломать традицию, а команды научились транспортировать в носилках, не только очень легких, но и средних пострадавших, было введено столь специфическое условие.

 

Подъем носилок к переправе на стартовом берегу.

Подъем носилок к переправе на стартовом берегу.

 

Последний этап маятник выпадал из общего перечня этапов своим принципиальным отличием. Во-первых, успех его прохождения зависел полностью от одного человека. Техника подъема по дереву с самостраховкой довольно специфическая. Если в команде нет сильного и ловкого участника, то будет трудно пройти этап. Во вторых, это единственный этап с выбором тактики по транспортировке пострадавшего. Командам предлагалось на выбор или переправлять пострадавших по переправе, или на маятнике. Что было выгодней однозначно сказать нельзя. Кроме того, сам маятник проходил не через канаву, а над ровной землей, то есть логично было использовать технику прохождения по периметру круга. Команды четвертого класса переправляли кокон, пятого кокон и легкопострадавшего, то есть весь этап проходился силами четырех участников. Изначально по условиям на пятом классе были носилки, но, к сожалению, пришлось упростить до кокона. ГСК не смогло подготовить достаточное количество жердей.

 

Кокон на маятнике.

Кокон на маятнике.

 

Особенностью подведения результатов в отличие от традиционной суммы времен и штрафов было умножение этой суммы на коэффициент за количество женщин. Данный нюанс впервые применяется на командных дистанциях и его величина была экспериментальной. Команды с большим количеством женщин в составе имели небольшое преимущество. Его величина была примерно полторы минуты, что для дистанции, которая длилась три с половиной часа, не существенно. Из восьми команд шесть выступали с двумя женщинами, две с одной. Введенный коэффициент не повлиял на результат, так как между всеми командами разрыв был больше.

 

Физруки после финиша.

Физруки после финиша.

 

Также стоит отметить, что для обоих классов зачет был один. Команды четвертого класса получали штраф 20 баллов за упрощенное прохождение каждого этапа. За всю дистанцию 140 баллов или 70 минут. Теоретически четвертый класс имел шанс на относительно хороший результат, если команды пятого класса выступят плохо. Данная система подсчета была определена по двум причинам. Во-первых, команд пятого класса оказалось недостаточно для кворума. Во-вторых, даже если бы кворум был в обоих классах, то очень нелогично собирать все сильные команды Киева в пятом классе и давать возможность менее подготовленным выполнять разряд КМСУ при слабой конкуренции. Таковы уж недостатки схемы выполнения разрядов. Лучшие команды на четвертом и пятом классах выполняют один и тот же разряд. Хотя данные соревнования проводились не для стремления выполнить кандидатов в мастера спорта. Основной задачей было получение опыта на очень сложных дистанциях. И глядя со стороны задача выполнена. Молодежь почувствовала, что такое спасработы, элита смогла себя проявить на высшем уровне, выявив свои недостатки перед чемпионатом Украины. Кроме того команды четвертого класса имели прекрасную возможность посмотреть на работу лучших команд Киева.

 

Сборная Киева после финиша.

Сборная Киева после финиша.

 

Чем хорошим запомнились спасработы на Голосеевском дубе 2015?

  1. Самый позитивный момент, что дистанция привлекла аж восемь команд Киева. То есть желающих выступать на высшем уровне становится больше.
  2. Увеличение сложности самой дистанции относительно прошлого года.
  3. Расширение до двух классов, что дает возможность выступать участникам со вторыми разрядами.
  4. Новое удобное место соревнований. Удобный подъезд с разных концов Киева.
  5. Достаточно удобные сроки проведения. Вторая половина мая традиционно не задействована какими-то важными спортивными мероприятиями.
  6. Количество судей наблюдающих за одной командой было вполне достаточным.
  7. Зрелищность дистанции, зрителям и судьям было на что посмотреть.

 

Олимпия перед стартом.

Олимпия перед стартом.

 

Что плохого стоит отметить:

  1. Старт задержанный на полчаса.
  2. Изменение условий на последнем этапе пятого класса, вместо носилок команды работали с коконом. Объявлено после обводки за час до старта. Начальник дистанции не справился со всей подготовкой.
  3. Отсутствие судейского семинара, что повлекло за собой проведение данного семинара перед стартами обоих кругов. Старт второго круга задержался еще больше относительно планируемого графика.
  4. Требование от команд двух судей. Это достаточно напряжный момент, но при этом разрешалось судить тем, кто участвует в другом круге.
  5. Введение коэффициента за количество женщин в команде. Это достаточно неожиданный нюанс. Хотя его можно рассматривать и как положительный момент.
  6. Плохое распространение информации о соревнованиях за пределами Киева.
  7. Проведение двух дистанций в разные выходные, что вообще не подходит иногородним командам.
  8. Ранняя регистрация. Командам трудно определиться с планами за месяц-полтора, но от их количества будет зависеть пропускная способность дистанций. Особенно актуально это для лично-командной.

 

Победители спасработ после финиша.

Победители спасработ после финиша.

 

Сами результаты выглядят следующим образом. Подъем из трещины – за 25 минут справились только две команды пятого класса, что говорит о нестандартности этапа, на котором были подкошены даже опытные команды. Кроме того, видимо сказалось отсутствие в командах самого главного поднимателя пострадавших. Лучший результат показал Пик Анаконды, вложившись в 20 минут. Второй у сборной Киева, отставшей чуть больше двух минут. На этом этапе обе команды показали уверенное преимущество. На четвертом классе справились все три команды, из них ТКГ показали наиболее лучший результат, вложились в 19 минут.

 

На дне трещины.

На дне трещины.

 

Спуск по наклонке – за 25 минут прошли все кроме Глобуса. В 20 минут не вложился никто. Лучшими в пятом классе был Пик Анаконды, который прошел чуть быстрее 21 минуты. Второй результат у сборной Киева, прошедшей дольше Олимпии и Физруков, но набравшей меньше штрафов. На четвертом классе лучшие ТКГ.

 

Нижний ПС спуска по наклонке.

Нижний ПС спуска по наклонке.

 

Подъем-траверс-спуск – не справляются Глобус и Протуберанцы. Олимпия и сборная Киева идут на равных, вторые Физруки с результатом 21 минута, лучшие Пик Анаконды – этап прошли быстрее, чем 17 минут. На четвертом классе лучшие – ТКГ с результатом чуть дольше 17 минут.

 

Верхний ПС спуска по склону.

Верхний ПС спуска по склону.

 

Подъем по наклонке – снова не справляются Глобус и Протуберанцы. Лучший результат на этапе показывает Олимпия – 15:46. На одну секунду отстает Пик Анаконды. Третьи Физруки с разрывом более пяти минут. На четвертом классе лидерами этапа остаются ТКГ, пройдя этап быстрее 20 минут. Примечательно, что именно на этом этапе, который наиболее тяжелый физически при прохождении, показано наилучшее время среди всех этапов.

 

Стартовый берег подъема по наклонке.

Стартовый берег подъема по наклонке.

 

Параллельные перила – выигрывает Пик Анаконды с результатом 16:36. Второе место занимает Олимпия, отстав почти на две минуты. Третьи сборная Киева. Не справились с этапом Глобус, КПИ и Физруки. На четвертом классе Протуберанцы на пять секунд обогнали ТКГ.

 

Стартовый берег параллельных перил.

Стартовый берег параллельных перил.

 

Переправа через воду – самый долгопроходимый этап для всех команд. В обоих классах лучшее время чуть дольше 22 минут. Уже традиционно не вкладывается Глобус и неожиданно не справляется сборная Киева. Лучшее время на этапе у Физруков, лучший результат у Пика Анаконды. Отдельно стоит отметить, что результат Олимпии вложившейся в 25 минут оказался хуже, чем сборной Киева, которая не успела снять веревки. Из команд пятого класса только у сборной Киева не было намокания носилок. Остальные команды натянули переправу не достаточно хорошо. На четвертом классе команды также показали примерно равные времена, лучшее из которых у Протуберанцев, лучший результат у ТКГ.

 

Стартовый берег переправы через воду.

Стартовый берег переправы через воду.

 

Маятник – не вложились Глобус, Протуберанцы и Олимпия. Лучшие сборная Киева, прошедшие за 17:24. Пик Анаконды и Физруки прошли почти одинаково, около 20 минут. На четвертом классе уверенно выиграли этап ТКГ.

 

Подъем к креплению маятника.

Подъем к креплению маятника.

 

Итого на четвертом классе ТКГ показали лучшее время на пяти этапах, Протуберанцы на двух. Лучший результат у ТКГ также на пяти этапах, причем один из них не тот, где лучшее время. По одному выиграли КПИ и Протуберанцы. В сумме естественно ТКГ значительно оторвалось от других двух команд, которые шли примерно одинаково. Протуберанцы не вложились на трех этапах, КПИ на одном, но намного больше.

 

Маятник.

Маятник.

 

На пятом классе лучшее время на четырех этапах показал Пик Анаконды, по одному этапу быстрее всех справились Физруки, Олимпия и сборная Киева. Глобус не вложился на всех этапах. По два этапа не вложились Олимпия и Физруки.

 

Первое место на дистанции занял Пик Анаконды. Команда показала лучшее время и минимум штрафов. От второго места отрыв во времени был более 23 минут. Второе место заняла сборная Киева, второе место по штрафам и по времени. Отрыв от лидеров по результату около 40 минут. Третье место неожиданно заняла команда ТКГ, которая хорошо выступила на четвертом классе. Отрыв от второго места с учетом штрафов за снижение класса составил более 35 минут. Четвертое место заняли Физруки, проиграв ТКГ 15 минут. Еще на четыре минуты отстала Олимпия, заняв пятое место. Отметим, что время сборной Киева, Олимпии и Физруков отличается на минуту-две. Шестые Протуберанцы, седьмые КПИ. От пятого места отстали почти на полтора часа. Глобус без всяких шансов на предпоследнее место замыкает итоговую таблицу, отстав на два часа от седьмого места.

 

Пострадавший в носилках перед переправой.

Пострадавший в носилках перед переправой.

 

В целом по результатам можно отметить, что ТКГ надо было участвовать на пятом классе. В призы, может быть, и не попали, но опыта получили бы больше. Глобусу же наоборот надо было заявляться в четвертый класс. Не вложение на всех этапах это явный признак не готовности к высшему уровню для данного состава. КПИ и Протуберанцы получили необходимый опыт для подготовки к следующему году, будем надеяться, что увидим их на пятом классе. Олимпия и Физруки сделали ошибки на двух этапах и позволили ТКГ проскочить вперед. Обоим команда будет над чем поработать. В прошлом году Олимпия была второй с минимальным отставанием от первого. Состав поменялся наполовину. Сборная Киева, победившая на Лысой Горе, довольно хорошо смотрелась и в этом году. С прошлого года осталось три человека в составе. Пик Анаконды, занявший в прошлый раз третье место, в этом году значительно прибавил. Состав также сменился ровно наполовину.

 

Квадрат секретаря.

Квадрат секретаря.

В следующем году будем ждать на спасработах большее количество сильных команд.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *