Кубок Украины 2015. Кросс-поход.

Сентябрь 2015 года. Киев принимает пешеходный кубок Украины. За последние годы киевская городская федерация дважды бралась за проведение чемпионата Украины – в 2010 и 2012 годах. Спустя три года Киеву впервые был доверен кубок. Временем проведения был выбран сентябрь, что для кубка Украины было в первый раз. Предыдущие годы кубок всегда проводился в апреле.

 

kubok-ukrainy-2015-polosa (2)

 

По традиции последних трех лет на кубке Украины проводится две дистанции – кросс-поход и полоса. В 2010-2011 годах проводилось, как и на чемпионате, по три классические дистанции. С 2012 года нагрузка на кубок уменьшилась до двух. Кубок Украины в Киеве отличался от предыдущих лет тем, что был изменен традиционный порядок. Последние четыре года в первый день кубка планировалась полоса препятствий, на второй – кросс-поход. В этот раз схему проведения сделали по типу чемпионата Киева – сначала кросс, потом полоса.

 

 

Место лагеря располагалось на острове в Гидропарке. Добираться было очень удобно. От метро идти с полкилометра. Первая дистанция – кросс-поход, охватывала значительную территорию. Старт был возле метро Днепр, дальше по склонам Днепра вдоль набережной до Пешеходного моста, потом по Труханову острову, через реку Дёсенка с финишем в месте лагеря. Этот же маршрут кросса только в обратном порядке применялся на чемпионате Киева в 2012 году. Многие из нынешних участников тогда уже бегали и должны хорошо помнить основные ориентиры данной схемы.

 

Полоса препятствий во второй день проводилась на Лысой Горе, хорошо знакомой всему Киеву по многочисленным полосам чемпионатов Киева. Также в 2010 году здесь проводилась полоса чемпионата Украины. Для местных команд все склоны и овраги Лысой Горы были более чем знакомы. Но сам рельеф, конечно, позволял спокойно применять все этапы кроме скальных и водных. Достаточно неудобно для участников кубка было удаленное от лагеря место проведения дистанции. Приходилось ехать на метро с пересадкой, от метро до старта идти около километра.

 

Вторая половина сентября выдалась нереально жаркой. Здесь большим плюсом стоит отметить, что лагерь фактически находился на пляже. Температура воды в Днепре еще вполне позволяла купаться даже тем туристам, кто вообще не увлекается моржеванием. Недалеко от лагеря было множество ларьков и магазинов, что также было очень удобно для команд. Костры на территории жечь запрещалось, все пользовались горелками.

 

Участниками кубка Украины в этом году было 15 команд, что довольно таки невероятно по сравнению с 14 командами на чемпионате. Кроме того, из всех команд на обоих соревнованиях Украины 2015 года выступали следующие: Николаев, Винница, Пик Анаконды, Сборная Киева, Олимпия и ТКГ. Все перечисленные заняли первые шесть мест на чемпионате Украины. Всего 2015 год собрал на двух своих главных соревнованиях 23 команды, из десяти регионов. Отдельно стоит отметить, что кворум на восемь регионов для выполнения МСУ на кубке (там, где он не нужен) был собран, а на чемпионате нет.

 

Из 15 участников кубка 8 команд представляли Киев и Киевскую область, то есть местные. Для сравнения на чемпионате было 6 представителей столицы. Четверо из них участвовали в обоих соревнованиях – Пик Анаконды, Сборная Киева, Олимпия и ТКГ. Дополнена киевская компания на кубке Украины еще четырьмя командами – Глобус, МКС, ТКУ и Нептур.

 

Кроме чемпионов и вице-чемпионов Украины, которые в представлении не нуждаются, в столицу на кубок прибыли команды Херсона, Житомира, Нежина, которые заявлялись на чемпионат, но почему-то не приехали. Херсон был представлен двумя командами, кроме чемпионов 2013 года, приехала команда Ориент, в последний раз участвовавшая в домашнем чемпионате два года назад. Впервые за последние годы взяла участие в кубке команда Азимут из Краматорска.

 

Что в общем было хорошо на кубке Украины 2015?

  1. Команд собралось больше чем на чемпионате, что было впервые. Даже команд элиты прибавилось.
  2. Прибавление нескольких новых команд, будем надеяться на постоянной основе.
  3. Удобный подъезд к месту лагеря, от вокзала до места требовалось минимум времени на дорогу.
  4. Хорошее место для лагеря, магазины были недалеко, а возможность покупаться после тяжелых дистанций была ближе некуда.
  5. Требования по безопасности абсолютно не менялись после чемпионата.
  6. Наличие водных этапов на кроссе, что очень хорошо при жаркой погоде.

 

Что было плохо на кубке?

  1. Очень неудобное расположение стартов обоих дистанций. Приходилось ехать очень далеко. Особенно плохо на кроссе. Из-за того что финиш был в лагере и приходилось возвращаться за вещами оставленными на старте.
  2. Отсутствие скальных этапов, хотя возможности для них были.
  3. Возможно, создавали неудобства условия пребывания в лагере, запрещалось палить костры.

 

Первая дистанция кросс-поход впервые проводилась в формате спасработ. В последний раз такой формат применялся в 2010 году на чемпионате Украины. Оба раза замом по виду был один и тот же человек. Сам формат от обычного кросс-похода отличается постоянным спасением всевозможных пострадавших.

 

Изначальные условия, которые появились с небольшим опозданием, были с большим размахом. Организаторы явно перегибали с возможностями команд. По ходу обсуждения дистанция была немного упрощена. Состав команды на кросс был семь человек. Практически во всех случаях страдал один участник.

 

Традиционной главной проблемой соревнований Киева, проводимых последователями определенной школы, было большое желание ввести линии финиша на каждом этапе. То есть сами линии финиша не являются проблемой с учетом того что в Настановах с весны 2015 года оговорено, как следует штрафовать участников не успевших пересечь линию финиша. ГСК в общих условиях дистанции ввело требование противоречащее Настановам. После долгих дискуссий на эти темы, разум восторжествовал и пришли к выводу, что нет причин нарушать действующие документы. Будем надеяться, что этого вопроса больше не возникнет на рядовых соревнованиях Киева.

 

Вторым проблемным вопросом условий кросса было распределение пострадавших по всей дистанции. То есть пострадавшего на каждом этапе выбирала себе не команда, а определенный принцип известный только ГСК, которое сильно хотело, чтобы команды узнали этот принцип после прохождения части дистанции. Вроде на первый взгляд ничего невероятного. Команды не смогут подготовить каждый этап под определенного участника, фактически все время придется работать по ситуации, что очень хорошо для подготовленных команд. Но данная схема имеет один важный нюанс, ставящий команды в неравные условия. Для спасения пострадавших на разных этапах требуются разные усилия команды. Спускать легче, чем поднимать, легкопострадавший всегда более выгодный, чем пострадавший с тяжелой травмой. При случайном жребии тяжелый по весу участник-пострадавший может выпасть на этапе, где его транспортировка будет очень трудной и долгой. Другой команде на этом же этапе может выпасть самый легкий участник. Естественно вторая команда, при условно равном уровне обоих, справится уверенно и быстро.

 

При подробном изучении данного момента возник вопрос об упрощении случайности пострадавших или чтобы ГСК до старта сообщило командам принцип, по которому собираются распределять пострадавших. В предсоревновательном процессе обсуждения к консенсусу так и не пришли. ГСК всеми силами делало вид, что никакой проблемы на этой почве нет. Какая разница кого втроем нести в носилках 200 метров? Участника в 100 кг или в 50 кг. Можно было бы согласиться с этим условием, если бы все были легкопострадавшими и нигде не нужна была транспортировка с сопровождающим. Были и другие варианты решения данного вопроса, например, распределить пострадавших по весу в каждой команде и в соответствии с весом по этапам. Или вообще отдать распределение командам. В итоге решение было принято на месте, после протеста на дистанцию. После совещания командам было объявлено, как будут определяться пострадавшие.

 

Дистанция делилась на три блока. Старт распределялся по рангу команд. Вся элита стартовала в первой половине. Общий формат дистанции – нежесткое ралли, которое в последний раз на Украине мы видели в Вышгороде в 2012 году. Данный формат имеет определенное преимущество, команды могут отдохнуть только, если попадут на отсидку. В любых других случаях останавливаться очень не выгодно, так как общее время работы на дистанции идет и будет учитываться, если команда не вложится в оптимальное время.

 

Первый блок состоял из личной дистанции. Команда делилась на две тройки, стартующие одна за другой по трем параллельным ниткам. Седьмой участник наблюдал это шоу, он был заранее определен пострадавшим на первом этапе командной части. После личной был небольшой перерыв на подведение итогов, по которым распределялись пострадавшие по остальным этапам кросса. Данный момент команды знали за пару недель до кубка. Вечером после совещания ГСК сообщило, кто где будет пострадавшим в зависимости от результатов личной. Особо конечно это не помогло, команды все равно однозначно не могли определить пострадавших. Но с учетом упрощения самых сложных этапов и зная приблизительные силы участников, этот нюанс сыграл свою роль.

 

Сама личная дистанция изначально была из шести этапов, итоговый вариант был сокращен до пяти, последнее наведение переправы убрали. Выглядело это так – подъем по достаточно крутой наклонке почти 30 метров (перед стартом каждый участник должен был завесить свою страховку, поднявшись к ЗСК), наведение дюльфера, подъем по склону метров 50, большой перебег, траверс, наведение спуска. На всю дистанцию с двумя наведениями предоставлялось 12 минут. Как потом оказалось, линию финиша данной дистанции успел пересечь только один участник, еще трое прошли все этапы, но не успели добежать до финиша. То есть практически все остальные получили штрафы за не прохождение этапов, чем очень сильно потянули вниз результат команды, но об этом позже.

 

Еще очень сильно влиял такой нюанс. Между стартами троек был фиксированный интервал, сначала три минуты, потом увеличили до пяти, то есть даже элита не успевала за три минуты освобождать первые два этапа для следующей тройки, которой не разрешалось завешивать себе страховку на наклонке до того как предыдущая тройка сдергнет дюльфер. Логично было пускать первых трех наиболее сильных, которые точно успеют освободить этапы. Но во многих командах даже первые трое не успевали справляться за пять минут и следующая тройка начинала предстартовую завеску страховки в свое рабочее время. Естественно вторые тройки еще меньше имели шансов на полное прохождение дистанции и приносили в командный результат больше штрафов. Некоторые сообразили, что веревка на последнем этапе уже не пригодится, туда доходили только самые сильные участники. После сдерга дюльфера веревку было логично бросать. Седьмой участник команды, контролируя время, мог корректировать действия личников по ситуации.

 

В общем, личная дистанция оказалась не техничной. На старте многое решала сила рук, потом общая выносливость. Также важным моментом было осознание, в какой момент выгодней избавиться от веревки.

 

Лучше всех с личной дистанцией справилась команда Николаева, набрав всего лишь 234 балла штрафа. Больше сотни баллов проиграла им Сборная Киева. На третьем месте Олимпия с 374 баллами. Пять команд набрали от 400 до 500 баллов. То есть уже после первого блока из-за больших разрывов можно было говорить о приблизительных результатах. На длинной дистанции спасработ, которая длилась почти шесть часов, за первые семнадцать минут команды набрали от трети до половины всех своих штрафов.

 

Второй блок начинался с самого обсуждаемого этапа. Предварительно команде нужно было за 15 минут поднять пострадавшего с сопровождающим аж 90 метров по склону, подъему предшествовала переноска до 100 метров. Если бы здесь по изначальным условиям выпадало поднимать самого тяжелого участника, то этап был бы непроходим ни за какое время. Фантазия организаторов предполагала, что в каждой команде найдется человек способный сто метров пронести, а потом еще почти сто метров поднять вес превышающий собственный. Хотелось бы на данный феномен посмотреть в исполнении автора этапа.

 

В итоге после долгих дискуссий этап был упрощен. Переноску убрали, пострадавшего нести было не нужно, он шел рядом с сопровождающим, травмой была потеря зрения. Время на этап увеличили до 18 минут. Теоретически в таком раскладе пройти было реально. На местности это выглядело так. С линии старта этапа внизу подъема команда бежала на верхний ПС по коридору обхода, который был около 150 метров. Последний десяток метров из-за крутизны склона нельзя было не то что бежать, больше это было похоже на вольное лазанье. То есть, чтоб добраться до верхнего ПС у команд уходило 5-7 минут, что существенно уменьшало время на техническую работу. Дальше команда спускала сопровождающего на транспортной веревке и страховке, примерно посередине нужно было сделать перестежку через узлы. Спустившись, сопровождающий пристегивал все необходимое к пострадавшему. Потом начинался подъем с перестежкой через узел. Для полного финиша надо было успеть выскочить за линию финиша.

 

Из 14 команд участвующий в кроссе поднять пострадавшего успели только Николаев и Олимпия. Часть команд отказались от прохождения этапа, посчитав его маловероятным для прохождения за 18 минут. Также свою роль играл фактор усталости всех участников кроме пострадавшего после личного блока. В итоге обе прошедшие команды обеспечили себе солидную фору по результатам личной и первого командного этапа. Уже тогда можно было сказать, что Николаев выиграет кросс-поход, слишком большой был запас в баллах.

 

Вторым этапом блока был также очень нестандартный этап с загадочным названием – спуск пострадавшего в каньон. Схема прохождения была следующая. Пострадавшего несли сотню метров индивидуальной переноской, травма – обе ноги. Часть команды уходила вперед для отправки первого на другой берег каньона, куда он попадал по судейской переправе. Дальше наводилась переправа, стартовая опора находилась в опасной зоне на склоне в неудобном месте. Команда должна была спуститься дюльфером на дно оврага с середины переправы. Перила дюльфера и страховка должны были проходить через неподвижную точку на переправе. То есть, по сути, схема была похоже на уже типичную трещину, только проходилась в обратном порядке. Где-то между спуском участников, спускался пострадавший, его надо было сразу подхватить, так как травма ноги. После спуска всех веревки сдергивались на дно оврага, а первый участник наводил себе спуск. Но почти у всех команд до этого не дошло. Только Николаев успел пройти этап полностью за 25 минут. Второй результат на этапе у Сборной Киева. Дальше с отрывом в десяток баллов Херсон и Пик Анаконды. Еще на 20 баллов от четвертого места отстали Винница и Ориент. После спуска всех была еще небольшая переноска вверх по склону. Во всем этом этапе непонятным было, зачем команды заставили использовать судейскую переправу для самостраховки.

 

Третьим этапом второго блока был спуск по наклонке носилок. После трещины команда разделялась, трое уходили на ориентирование. Четверо на переноску тяжело пострадавшего. Носилки вязались за 250 метров до этапа, нести почти все время нужно было вниз. Под конец были некоторые моменты извращенной транспортировки, тройке переносчиков создали искусственные проблемы в виде прохождения между близко стоящими деревьями. Сама наклонка была с со всеми любимой стенки на Зеленке. Для сильных команд этап трудности не составил. Половина команд справились уверенно. После спуска была еще небольшая переноска и финиш блока.

 

В оптимальное время блока не вложился никто. Лучший результат по этому параметру показала Сборная Киева – штраф всего 12 баллов. На минуту хуже прошел Николаев. Дальше Херсон, Винница и Пик Анаконды. Остальные команды превысили ОВ больше чем на 15 минут. Также по второму блоку было условие, что команды, не вложившиеся в ЗЧ, проходили третий блок по очень упрощенной схеме (без прохождения этапов). Превышать ОВ можно было меньше, чем на полчаса. Четыре команды в ЗЧ не вложились, их результаты между собой определялись по первым двум блокам. Данное условие очень жестко урезало выступление менее подготовленных команд. Вполне можно было ввести ЗЧ-1, по которому команды допускались до этапов третьего блока без пострадавших. А по ЗЧ-2 уже ограничивать наиболее слабые команды и допускать только на ориентирование.

 

Третий блок начинался с большого перебега по набережной и пешеходному мосту. В конце моста был этап подъема троих пострадавших. Команда должна была продемонстрировать подъемы нога-нога, нога-грудь и длинный полиспаст. Высота была до 15 метров. Для каждого способа был отдельный ПС, можно было работать параллельно. С учетом того что трое внизу, наверху оставалось четверо, то есть сразу могло работать только две связки. За 15 минут все команды справились без проблем. Сам этап предполагает сплошную техническую работу и хорошо вписался в дистанцию, где явно не хватало вертикальных этапов. Единственный отрицательный момент, связанный с данным этапом это его обсуждение на совещании. Зам по виду не мог объяснить, как его проходить, были попытки внедрения особых методов прохождения, которые никому не известны. Но в итоге, как и должно быть, восторжествовал метод описанный в Настановах.

 

Следующим этапом была переправа через воду с коконом. Длина около 40 метров. Крепить надо было повыше. Хороший этап со своими особенностями техники. Почти все команды справились за 25 минут.

 

После переправы начиналось грандиозное ориентирование по выбору. На местности стояли 25 КП. Команде предоставлялось 25 минут. Разделившись нужно было собрать как можно больше и успеть на финиш ориентирования до того как закончится время на этапе. Здесь, кроме способности быстро бегать и хорошо ориентироваться, большую роль играл опыт и отсутствие жадности. Стоит отметить, что рельефа на Трухановом острове нет и ориентироваться приходилось по всем другим ориентирам, что немного затрудняло процесс. Данная схема уже применялась на чемпионате в Вышгороде в 2012 году. Тогда этап ориентирования по выбору был со старта, КП было больше 30, время предоставлялось 35 минут. В этом году лучший результат показала Сборная Киева, собрав 13 КП. На одно меньше собрала команда ТКГ. Еще на одно меньше Херсон. Остальные команды вряд ли могут похвастаться навыками ориентирования.

 

После объединения команда пробегала примерно полтора км до следующего этапа. Параллельные перила через воду с коконом. Высоко крепить необходимости не было, берега высокие. К тому времени команды уже подустали, но продолжали сопротивляться. За 25 минут справились только семь команд.

 

Последний перебег полтора километра был по азимуту. Хотя мало кто из команд шел именно по азимуту. Следующий этап был переправа на плавсредствах, то есть надо было выйти на берег к старту этапа. На острове это было очень просто, вдоль берегов были удобные тропы. Заплыв на катамаране происходил через пролив между двумя островами. Место прибытия было возле Венецианского моста.

 

Последним этапом кросса была судейская переправа с перестежкой через узел. На прохождение предоставлялось всего 10 минут. Здесь команды попадали на неожиданную судейскую подставу. Все участники независимо от веса окунались в воду. Натяжка была очень слабая. За 10 минут справились с этапом только три команды. Еще в трех не успело пройти переправу по одному человеку.

 

В оптимальное время третьего блока вложились пять команд, остальные пять с переменным успехом. В целом за три блока лучший показатель в штрафах по вкладыванию в ОВ у Николаева и Сборной Киева. Третий Херсон, дальше Винница и Пик Анаконды.

 

В итоге, спасательные работы в виде кросс-похода выиграли чемпионы Украины – Николаев. Второе место с отрывом почти 130 баллов заняла Сборная Киева. Третье место, уступив 160 баллов, занимает Винница. Херсон отстает от призов всего на два балла. Еще на 12 отстает Олимпия. Пик Анаконды проигрывает Олимпии чуть больше 80 баллов. Дальше отрыв увеличивается больше чем на 250 баллов. Седьмое место у ТКГ, восьмое у МКС.

 

Стоит отметить, что в результат считалась постоянная времени не умноженная на три как об этом говорится в Правилах. О данном подходе было сообщено на совещании. На распределение мест это никак не влияло, но это очень влияло на относительный результат. С чем данную корректировку можно связать? Скорее всего, такой маневр применили в связи с тем, что на кросс-походах очень легко выполнить разряды. В том время как на линейных полосах это под силу только самым сильным командам. Решение может вполне логичное, если применять его только к кроссу, но данный кубок Украины особенный еще и тем, что общий зачет подводился по относительному результату, а не по сумме мест как всегда. То есть, уменьшение постоянной времени играло свою роль не только при выполнении разрядов, а и при распределении мест общего зачета.

 

Что хорошо было на кросс-походе?

  1. Дистанция была в формате нежесткого ралли, что заставляет команды никогда не останавливаться.
  2. Сама дистанция была очень сложная, под конец шевелиться было тяжеловато.
  3. Интересное ориентирование по выбору. Именно такой формат позволяет проверить команду по этому параметру. Стоило только предоставить больше времени, чтоб команды могли собрать больше половины КП.
  4. Нестандартные этапы с полноценными спасработами.
  5. Несмотря на масштабы дистанции, судейство было качественным.

 

Что было плохо в кроссе?

  1. Условия появились на неделю позже, чем должны.
  2. По ходу обсуждения несколько раз менялась схема с переносками пострадавших, в итоге на совещании объявляли совсем другие переноски.
  3. Введение нестандартного сложного этапа, с которым справились только две команды за предоставленное время. Некоторые даже не попытались проходить.
  4. Очень маленькое заданное время на личную дистанцию. До конца личной дошли считанные участники.
  5. Небольшой первый блок с личной дистанцией влиял на результат больше всего. Данной проблемы не было бы, если время на прохождение личной было больше.
  6. Настойчивое желание ГСК поставить команды в неравные условия своим требованием по распределению пострадавших.
  7. Изменение подведения результатов кросса, уменьшение постоянной времени, что влияло на общий зачет.
  8. Судейская переправа через воду, которую можно было назвать переправа сквозь воду.
  9. Зам по виду не знал, как проходятся отдельные этапы, пытался заставить команды проходить этапы не по Настановам.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *